«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поуч. 1-ое. Перенесеніе мощей святаго благовѣрнаго великаго кня зяАлександраНев- екаго изъ Владиміра вуъ царствующій градъ Петербургъ.

(О доблестяхъ святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго).

I. Въ настоящій день мы не можемъ пожелать для всѣхъ ничего лучшаго, какъ той небесной славы, которую пріобрѣлъ себѣ святый, достойно чтимый и ублажаемый нынѣ св. церковію, благовѣрный князь Александръ Невскій, жившій въ трудное время татарскаго порабощенія Россіи. Этому пор- Фирородному праведнику удивлялись его современники, предъ нимъ благоговѣютъ потомки, честныя мощи его прославилъ нетлѣніемъ праведный Мздо- воздаятель праведниковъ, святая церковь причислила его къ лику святыхъ. Чѣмъ же стяжалъ себѣ такую славу св. Александръ Невскій? На это отвѣчаетъ мать наша, православная церковь, въ одномъ изъ своихъ пѣснопѣній въ честь его. Пріидите вси россій- стіи сыны, воспѣваетъ она, восхвалите добраго начальника, власти — мудраго строителя, воины—доблестнаго воина, любители православія — твердаго исповѣдника вѣры, изволеніемъ мученика. (Канонъ св. Александру Невск.). Вотъ

шены нетрезвостію, и вмѣсто этого начинаются различныя безчинства, ссоры, ругательства, даже драки. И Иродъ сознавалъ, что умертвить такого праведника,—какъ св. Іоаннъ Креститель,— значитъ на вѣки погубить свою душу, однакожъ, упившись, позабылъ обо всемъ. („Странникъ11 за 1864 г.).

III. Вотъ вамъ, братія мой, краткія замѣчанія касательно вашихъ пировъ, вечеринокъ. Не забывайте ихъ, если не желаете участи беззаконнаго Ирода, сдѣлавшагося чрезъ пьянство на пиру убійцею, и погубившаго душу свою. Припоминайте воспоминаемое нынѣ событіе, припоминайте, къ какимъ ужаснымъ послѣдствіямъ можетъ приводить пьянство. Старайтесь всегда—и на пирахъ — быть воздержными, благоприличными. (Сост. Г. Д. по указан. источн.).

>ій день.

цвѣты, изъ коихъ сплетенъ неувядаемый вѣнецъ славы благовѣрнаго князя, святаго Александра Невскаго.

II. а) Итакъ, святый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ прежде всего добрымъ и милостивымъ начальникомъ. Призванный на дѣло служенія своему отечеству во дни посѣщенія его —во время татарскаго нашествія, благовѣрный князь явился въ это время истиннымъ хранителемъ и утѣшителемъ земли русской. Онъ хотя и болѣлъ душею по братіяхъ своихъ, но не только не пытался иттивойною противъ поработителей своихъ, а и удерживалъ народъ отъ этого, заповѣдуя повиноваться имъ,„ибо Господь почтилъ ихъ царствомъ14, внушалъ всѣмъ терпѣніе въ перенесеніи ниспосланнаго свыше наказанія и покаяніе во грѣхахъ своихъ, показывая собою добрый примѣръ:, людей бѣдныхъ и нищихъ, томимыхъ голодомъ, питалъ хлѣбомъ своимъ: утѣшалъ отчаяваю- щихся-, самъ собиралъ дань для поработителей своихъ, дабы тѣмъ укротить жестокость и варварство ихъ. Не разъ путешествовалъ благовѣрный князь въ орду для ходатайства за русскій народъ предъ невѣрными, „ихже посла Господь на люди Сбоя ради грѣхъ ихъ11, а въ послѣднее свое путешествіе для защиты земли русской и окончилъ свою земную жизнь.. Вспоминая о такой цар-

Мѣсяцъ а в г у с тъ . 215

ственной доблести святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго., помолимся ему, да почіетъ и на всѣхъ христіанахъ православнаго царства духъ пламенной любви къ своему отечеству съ готовностью положить жизнь свою на службѣ ему, въ защитѣ царя— помазанника Вожія, св. церкви и всѣхъ православныхъ христіанъ.

б) Святый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ, далѣе, мудрымъ правителемъ. Много мудрости нужно было имѣть великому князю, дабы, съ одной стороны, не ожесточить могучихъ властелиновъ, а съ другой — защитить беззащитный народъ отъ ихъ насилія. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, въ которой, по прошествіи полчищъ татарскихъ, цвѣтущіе города и села были разоряемы и сжигаемы, народъ разбѣгался отъ страха враговъ, скрывался въ лѣсахъ и другихъ потаенныхъ мѣстахъ, ожидая себѣ поминутно смерти отъ меча варваровъ. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящей изъ множества самостоятельныхъ княжествъ, дѣйствовавшихъ порознь противъ общаго врага. Но мудрость св. Александра Невскаго изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и безпорядки. Вспоминая о царственной мудрости святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго, помолимся, братія, ему о томъ, да ниспошлетъ Господь Богъ и возлюбленному Монарху нашему Благочестивѣйшему Государю Императору Николаю Александровичу премудрость. которая творитъ и царей славными, и подданныхъ счастливыми.

в) Третья царственная доблесть св. Александра Невскаго, прославляемая святою церковію, — это непобѣдимое мужество, приводившее въ восторгъ и удивленіе всѣхъ современниковъ. Невидимая помощь свыше, которой благовѣрный князь ввѣрялъ себя съ молитвою, видимо осѣняла его во многихъ войнахъ съ врагами земли русской, такъ что слава бранныхъ подвиговъ его проникла во всѣ страны міра. Но и по окончаніи своего земного поприща св. Александръ Невскій не оставилъ безъ попеченія своего земли русской и на небѣ: явилъ помощь и по смерти своей князю Димитрію Донскому въ борьбѣ его съ татарами и исходатайствовалъ

царю Іоанну побѣду надъ казанцами Въ силу этого мы вѣруемъ, что онъ нынѣ ограждаетъ моленіемъ своимъ и всѣхъ насъ, и грады владычествія своего, и вся люди земли россійскія, споборствуя на сопротивныя наслѣдникамъ своимъ императорамъ всероссійскимъ. (Трои. св. Алекс. Невск.). А вѣруя въ это, вознесемъ усердныя молитвы къ святому защитнику земли русской, да почіетъ тотъ же духъ непобѣдимаго мужества и крѣпости и на Августѣйшемъ Монархѣ нашемъ, да сотворитъ и его Господь Богъ врагомъ побѣдительна, злодѣемъ страшна.

г) Наконецъ, самый лучшій цвѣтъ въ неувядаемомъ вѣнцѣ славы благовѣрнаго князя Александра Невскаго есть благочестіе и святая ревность его по вѣрѣ. Благочестивый князь видѣлъ въ православной вѣрѣ, насажденной въ землѣ русской равноіапостольнымъ предкомъ его княземъ Владиміромъ, единственный залогъ спасенія Руси, раздробленной на удѣлы и тѣснимой со всѣхъ сторонъ врагами,—и ни угрозы, ни ласки, ни льстивыя обѣщанія римскаго посла не могли склонить его къ измѣнѣ православію. „Ни огнь, ни вода, ни мечъ и никакая сила не принудятъ меня отступить отъ ученія православныя восточныя церкви^,—эти достопамятныя слова произнесъ онъ нѣкогда противъ обольщеній запада. Съ другой стороны, Александръ Невскій твердо былъ убѣжденъ, что святая вѣра есть единственный залогъ жизни вѣчной, для которой онъ и подвизался на землѣ ко благу ввѣреннаго ему Богомъ народа. Онъ рѣшился лучше умереть въ Ордѣ, по примѣру благовѣрнаго предка своего, св. князя Михаила черниговскаго, чѣмъ уступить требованію зловѣрныхъ и совершить языческій обрядъ: „огню и идоламъ кланяться не буду“, сказалъ благочестивый князь Александръ Невскій страшному завоевателю Батыю: „я— христіанинъ, и лучше приму смерть,, чѣмъ отвергнусь вѣры предъ людьми^. Самъ свирѣпый повелитель татаръ — Батый, уважая мужество исповѣдника Христова, вопреки своему обычаю, принялъ и отпустилъ его съ честію. Воспоминая о такой исповѣднической доблести св. Александра Невскаго, его благочестіи и богоугодномъ житіи, помолимся этому вѣнценосному исповѣднику вѣры Христовой, да почіетъ тотъ