«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Господь принялъ его въ ликъ Своихъ святыхъ угодниковъ, прославилъ его чудотвореніями. Нетлѣнно оказалось тѣло его. Нетлѣнна оказалась и Рос- сія, за которую онъ терпѣлъ опасности и униженія. Изъ своего порабощенія Россія поднялась величественная и несокрушимая, а враги ея и притѣснители истаяли и обратйлись въ ничтожество. Теперь мы видимъ ихъ продающихъ старье и находящихся въ услуженіи у русскихъ, нѣкогда своихъ рабовъ. Престолъ Александра Невскаго поднялся,возвысился надъ множествомъ народовъ, и гдѣ предѣлъ его возвышенію?—еще никто сказать не можетъ.

III. На этомъ престолѣ возсѣдаетъ теперь благочестивѣйшій Государь Николай Александровичъ. Помолимся святому Александру Невскому, чтобы онъ, царствуя на небеси, своими молитвами приходилъ на помощь Наслѣднику его престола, царствующему надъ народомъ его

Да расточатся его молитвами враги Россіи и Царя. Святая вѣра съ добрыми нравами да укрѣпляетъ народъ и да ведетъ его къ царству вѣчному, небесному. Аминь. (Сост. съ нѣкот. измѣн. по проп. „Рук. для сел. паст.“ за 1890 г., августъ).

Поуч. 3-ье. Св. благовѣрный князь Александръ Невскій.

(Царь есть Божій слуга и отецъ отечества).

I. Св. нынѣ прославляемый благовѣрный князь Александръ Невскій былъ ангеломъ въ Возѣ почившихъ государей земли святорусскія: Александра

218 Мѣ с я ц ъ а в г у с т ъ .

I Благословеннаго, Александра II, Царя освободителя и мученика, и Александра III Миротворца. Въ день св. благовѣрнаго князя Александра Невскаго вся стомилліонная Россія не разъ преклоняла сбои колѣна въ храмахъ Божіихъ и молилась о своихъ державныхъ Вождяхъ. Передъ временемъ общихъ и прилежныхъ молитвъ церкви о Царѣ умѣстно было тогда, да и теперь полезно будетъ предложить вашему благочестивому вниманію вопросъ: что такое царь для царства? Узнавъ, что дарованіе царя царству есть великое благодѣяніе Божіе къ христіанскому народу, мы тѣмъ усерднѣе будемъ возносить сбои молитвы къ Богу оЦарѣ нашемъ,Благочестивѣйшемъ Государѣ Императорѣ Николаѣ Александровичѣ, нынѣ благополучно царствующемъ, за котораго каждый день св. церковь вмѣстѣ со всѣми христіанами земли святорусскія возноситъ сбои молитвы къ Царю царей.

II. а) И такъ, спросимъ: что такое благочестивый Царь для благочестиваго царства? Божій слуга есть, посланникъ и служитель Отца небеснаго, живое орудіе всеуправляющей десницы Божіей, исполнитель судебъ Божіихъ о народѣ. Единъ Господь Богъ, Творецъ и Вседержитель., есть Царь и Владыка всяческихъ-, Ему единому принадлежитъ всякая власть и сила на небеси и на земли. Тебѣл Господи, говоритъ богодухновенный царь,подобаетъ величество и сила и слава, и одолѣніе и хвала, Тебѣ достоитъ царствованіи и Тебѣ, Господщ царство и великолѣпіе во всѣхъ и во всякомъ началѣ (1 Парал. 29,11). Отъ сего-то верховнѣйшаго Владыки всяческихъ исходитъ и всякая власть на земли: нѣсть бо власть, аще не отъ Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть (Римл. 13,1). Отъ него происходитъ преимущественно высочайшая власть царственная: владѣетъ Вышній царствомъ человѣческимъ, и ему же вос- хощетъ дастъ е (Дай. 4, 14). Мною Царіе царствуютъ и сильніи пишутъ правдуговоритъ всезиждительная Премудрость Божія (Притч 8, 15). Онъ Самъ предъизбираетъ мужей благопотребныхъ во время свое, возводитъ ихъ на высоту престоловъ, поставляетъ вождями народовъ, вручаетъ имъ судьбу царствъ земныхъ: въ руцѣ Господни власть земли, и потребнаго во время

воздвигнетъ на ней (Сир. 10, 4). И сихъ-то избранныхъ Онъ предваряетъ Своимъ благословеніемъ благостнымъ: славу и велелѣпіе возлагаетъ на нихъ; даруетъ имъ судъ Свой и правду Свою, судити людемъ Етовъправд?ь(ІІсал. 71,

2) и нищимъ Его въ правотѣ; препоя- суетъ ихъ силою свыше, изощряетъ мечъ и напрягаетъ лукъ, да будутъ отмстителями въ гнѣвъ злое творящимъ (Римл. 13, 4); согрѣваетъ сердце ихъ любовію къ утѣшенію сирыхъ, къ заступленію обидимыхъ* влагаетъ слово Свое въ уста ихъ, чтобы законъ царственный былъ святъ и непреложенъ и слово царственное не возвращалось тще; содержитъ самое сердце ихъ въ руцѣ Своей, и аможе аще восхощетъ, тамо уклонитъ е (Притч. 21, 1).

б) Спросимъ еще самихъ себя: что такое благочестивый Царь для благочестиваго царства? Вогодарованный отецъ многочисленнаго семейства, безъ котораго сыны царства подобны безпріютнымъ сиротамъ, лишеннымъ крова и защиты*, свыше поставленная глава народа, ко* торая, сосредоточивая въ себѣ жизнь и силы государства, охраняетъ его цѣлость, приводитъ въ стройное и согласное движеніе его члены, и безъ которой все царство было бы мертво и неподвижно. Посмотрите на великое царство вселенной! Взойдетъ на небѣ солнце,—и все радуется и животворите^, возрастаетъ и укрѣпляется, цвѣтетъ и плодотворитъ. Сокроется солнце на западѣ,—и всюду мракъ и темнота, все предается бездѣйствію и сну. Покроется солнце облаками,—ивсепріемлетъ унылый и мрачный видъ,—не такъ ясно и не такъ отрадно, не то небо и не та земля. Что боговозженное солнце для природы, то Вогодарованный Царь для своего царства. Призираетъ свѣтлое око Царя,—и изсушаются слезы, утоляются вздохи, ободряются труды, оживляется мужество. Простирается щедрая десница Царя, — и облегчаются бѣдствія, восполняются лишенія, награждаются заслуги, увѣнчаваются подвиги. Исходитъ царственное слово,— и все приводится въ стройный чинъ и порядокъ, все возбуждается къ дѣятельности, всему указуется свое назначеніе и мѣсто. Вспомните судьбу любезнаго отечества нашего! Кто просвѣтилъ его свѣтомъ истинной вѣры и благочестія? Цари православные. Кто основалъ, рас-

Мѣ с я ц ъ а в г у с т ъ . 219

ширилъ, укрѣпилъ его и украсилъ памятниками вѣры и славы народной:, Цари православные. Кто охранилъ его въ тяжкія годины испытанія, возвеличилъ его могущество и славу? Цари православные. Кто призвалъ къ намъ науки и искусства, образовалъ наши нравы, пріучилъ къ трудолюбивой промышленности, водворилъ обиліе и довольство? Цари православные. Словомъ, жизнь народа русскаго всегда нераздѣльна была съ жизнію царей русскихъ и опиралась на ней: вмѣстѣ они трудились и преуспѣвали, вмѣстѣ терпѣли и страдала вмѣстѣ молились и уповали, вмѣстѣ сражались и торжествовали.