«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

II благо будетъ намъ, если мы до конца пребудемъ вѣрными въ дому Его. Въ день страшнаго испытанія и праведнаго мздовоздаянія мы услышимъ тогда отъ Него тотъ сладкій, вожделѣнный гласъ: добрый рабе, благій и вѣрный! вниди во радость Господа твоего. (См. „Сборн. общепон. ноуч.“ свящ. П. Шу- мова, вып. 2-й, 1892 г.).

III. Итакъ, братіе, отъ насъ будетъ зависѣть благами земными воспользоваться къ своему спасенію. Возбудимъ въ своемъ сердцѣ жажду небеснаго, и тогда оно не обольстится временнымъ,— постараемся пріобрѣсти любовь къ Богу и ближнему, и тогда не своего будемъ искать въ жизни, но яже ближняго Пашею, — того, чего желаетъ отъ насъ Богъ. Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 233

Третій день.

Поуч. 1-ое. Св. священномученикъ Анѳимъ.

(0 необходимости для христіанъ во всѣхъ состояніяхъ жизни строго держаться правды и поступать согласно долгу своего званія).

Св. священномученикъ Анѳимъ, память коего совершается нынѣ, былъ избранъ въ епископа своего отечественнаго города Никомидіи въ тяжелое время гоненія на христіанъ, воздвигнутаго императорами Діоклитіаномъ и Макси- міаномъ, которое съ особенною жестокостію обрушилось именно на христіанъ въ Никомидіи, гдѣ большею частію жили эти императоры. Когда-же случился пожаръ, истребившій часть императорскаго дворца и который былъ приписанъ христіанамъ, то издано было повелѣніе истреблять безпощадно и всякими мѣрами тѣхъ, которые признавались опасными врагами государства. Въ самый праздникъ Рождества Христова въ одномъ храмѣ въ Никомидіи было сожженно 20,000 христіанъ.

Главнымъ образомъ преслѣдовали пастырей церкви, и потому были приняты мѣры для розысканія и епископа Анѳима, который., по особенному внушенію Божію, пребывалъ въ это время въ одномъ окрестномъ селеніи и отсюда разсылалъ письменныя увѣщанія для подкрѣпленія и утѣшенія своей бѣдствующей паствы.

Узнавъ однакоже объ его мѣстопребываніи, гонители послали воиновъ, чтобы привести его въ Никомидію. Когда воины дошли до того селенія, гдѣ былъ Анѳимъ, то встрѣтивъ случайно его самого,спросилиу него: гдѣ тутъ скрывается христіанскій учитель Анѳимъ?

— Войдите ко мнѣ въ домъ и отдохните,—отвѣчалъ имъ епископъ, уразумѣвъ, что часъ его подвига наступилъ,—я вамъ укажу, гдѣ скрывается тотъ, кого выищете...

И принявъ въ свой домъ пришедшихъ взять его, Анѳимъ радушно ихъ угостилъ и потомъ сказалъ имъ: „я—тотъ епископъ Днѳимъ, за которымъ вы посланы, возьмите меня и ведите къ пославшимъ васъа. Тронуты были воины незлобіемъ почтеннаго старца, и смутились,

и не рѣшились взять его. .— Постарайся скрыться,—предложили они ему,—мы же скажемъ, что нигдѣ не могли тебя найти. „Нѣтъ,—отвѣчалъ имъ святитель,—великій грѣхъ передъ Богомъ — поступить противъ правды-, преступно—обмануть кого-бы то ни было, и тѣмъ болѣе царя своего, или допустить обманъ при исполненіи долга. Вы-же исполните честно то, что вамъ поручено-, вы, вѣдь, не виноваты въ исполненіи незаконнаго порученія, возложеннаго на васъ“.

И Анѳимъ отправился съ воинами. Дорогою онъ бесѣдовалъ съ ними и такъ подѣйствовалъ на ихъ простыя сердца, что они во время самаго пути, подойдя къ одной рѣкѣ, пожелали немедленно принять крещеніе.

Анѳимъ-же, представъ предъ гонителями, твердо исповѣдывалъ свою вѣру и съ такою же непоколебимою вѣрою перенесъ всѣ истязанія и наконецъ былъ усѣкнутъ мечемъ (въ 303 г.).