«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Главнымъ образомъ преслѣдовали пастырей церкви, и потому были приняты мѣры для розысканія и епископа Анѳима, который., по особенному внушенію Божію, пребывалъ въ это время въ одномъ окрестномъ селеніи и отсюда разсылалъ письменныя увѣщанія для подкрѣпленія и утѣшенія своей бѣдствующей паствы.

Узнавъ однакоже объ его мѣстопребываніи, гонители послали воиновъ, чтобы привести его въ Никомидію. Когда воины дошли до того селенія, гдѣ былъ Анѳимъ, то встрѣтивъ случайно его самого,спросилиу него: гдѣ тутъ скрывается христіанскій учитель Анѳимъ?

— Войдите ко мнѣ въ домъ и отдохните,—отвѣчалъ имъ епископъ, уразумѣвъ, что часъ его подвига наступилъ,—я вамъ укажу, гдѣ скрывается тотъ, кого выищете...

И принявъ въ свой домъ пришедшихъ взять его, Анѳимъ радушно ихъ угостилъ и потомъ сказалъ имъ: „я—тотъ епископъ Днѳимъ, за которымъ вы посланы, возьмите меня и ведите къ пославшимъ васъа. Тронуты были воины незлобіемъ почтеннаго старца, и смутились,

и не рѣшились взять его. .— Постарайся скрыться,—предложили они ему,—мы же скажемъ, что нигдѣ не могли тебя найти. „Нѣтъ,—отвѣчалъ имъ святитель,—великій грѣхъ передъ Богомъ — поступить противъ правды-, преступно—обмануть кого-бы то ни было, и тѣмъ болѣе царя своего, или допустить обманъ при исполненіи долга. Вы-же исполните честно то, что вамъ поручено-, вы, вѣдь, не виноваты въ исполненіи незаконнаго порученія, возложеннаго на васъ“.

И Анѳимъ отправился съ воинами. Дорогою онъ бесѣдовалъ съ ними и такъ подѣйствовалъ на ихъ простыя сердца, что они во время самаго пути, подойдя къ одной рѣкѣ, пожелали немедленно принять крещеніе.

Анѳимъ-же, представъ предъ гонителями, твердо исповѣдывалъ свою вѣру и съ такою же непоколебимою вѣрою перенесъ всѣ истязанія и наконецъ былъ усѣкнутъ мечемъ (въ 303 г.).

II. Св. священномученикъ Анѳимъ, строгій блюститель правды., не желавшій, чтобы воины допустили по-види- мому невинный обманъ для сокрытія его отъ суда, да послужитъ намъ живымъ примѣромъ той истины, что христіанинъ во всѣхъ состояніяхъ и званіяхъ жизни долженъ быть правдивымъ и поступать сообразно долгу своего званія.

Правду соблюдать должны всѣ и каждый, по своей возможности, въ своемъ кругѣ-, и съ большею строгостію должны требовать правды отъ самихъ себя, нежели отъ другихъ.

а) Если любовь къ правдѣ одушевляетъ судящихъ земли, она, какъ солнце, сіяетъ народу, освѣщаетъ для него пути правды, возбуждаетъ и питаетъ въ немъ жизнь правды, смягчаетъ въ немъ жестокое, согрѣваетъ холодное, разгоняетъ мракъ лукавства и злобы, искушаетъ нечистоты пороковъ и.нечестія. Такъ правда возвышаетъ языкъ.

б) Пастыри духовные должны быть образцами правдивости. Священницы твой, Господи, облекутсяправдою( Пс. СХХХІ,

9). Правда для насъ должна быть облаченіемъ или одеждою, которая бы облекала всѣ члены существа нашего, всѣ орудія нашего дѣйствованія, дабы ничто въ насъ не являлось въ наготѣ

234 Мѣ с я ц ъ с ент ябр ь .

неправды къ соблазну народа. Если мы питаемся хлѣбомъ алтаря, а приходящихъ къ нему не питаемъ словомъ жизни, не напояемъ духомъ молитвы; если другихъ учимъ, а сами поступаемъ вопреки ученію нашему: какая здѣсь правда? И можетъ ли въ этомъ случаѣ служеніе наше быть служеніемъ мира для народа? Въ царствахъ земныхъ были уже опыты, что въ такихъ случаяхъ онъ начиналъ пренебреженіемъ служащихъ алтарю, а оканчивалъ отпаденіемъ вѣры. Должно намъ служить алтарю всѣми нашими силами и способностями, всѣмъ нашимъ вре- менемъ, всею нашею жизнію: такова правда, которою должны быть облечены священники Господній