«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

а) Знаете ли, братія, откуда ложь происходитъ? какой это тяжкій грѣхъ? И какое наказаніе заслуживаетъ онъ какъ въ і

настоящемъ, такъ и въ будущемъ

Мѣ с я ц ъ сент ябрь . 235

вѣкѣ? — Когда іудеи лгали на Спасителя^ будто Онъ творитъ чудеса силою князя бѣсовскаго, Господь сказалъ имъ: вы отиа батею діавола есте, и похоти отца вашего хощете творите: онъ человѣкоубійца бѣ искони, и во истинѣ ие стоитъ, яко нѣсть истины въ немъ: егда глаголетъ лжу, отъ своихъ глаго- летъ, яко ложь есть и отецъ лоюи (Іоан. 8, 44). Какъ бы такъ сказалъ: у діавола нѣтъ истины, онъ всегда говоритъ одну ложь, и говоритъ отъ себя; никто его не учитъ тому, напротивъ: онъ самъ учитъ лжи; пошлинѣ онъ — ложь и отецъ лжи. Видите ли, братія, откуда ложь, кто учитъ ей, и чьи мы становимся дѣти., когда другъ друга обманываемъ?—Но не подумайте, что діаволъ учитъ насъ лгать только посредствомъ лживыхъ людей. Нѣтъ; онъ самъ, находясь при устахъ лживыхъ, дѣйствуетъ ими какъ хочетъ. Примѣръ и доказательство этого находимъ въ исторіи ветхозавѣтной. Когда діаволъ хвалился передъ Богомъ, что онъ можетъ прельстить Ахаава, беззаконнаго царя израильскаго, дабы тотъ вышелъ на войну противъ сиріанъ и былъ тамъ убитъ, — онъ такъ сказалъ Господу: изыду и буду духъ лживъ во утѣхъ всѣхъ пророкъ Ахаавовыхъ (3 Цар. 22, 22). Онъ не говоритъ: научу ихъ какъ лгать; а говоритъ совсѣмъ иначе: сяду во устахъ ихъ и самъ стану обращать языкомъ ихъ, какъ мнѣ захочется. Кто при этомъ не содрогнется, кто не поспѣшитъ оградить уста свои святымъ крестомъ, чтобы не сѣлъ въ нихъ лукавый? Но не бойтесь его, когда говорите истину: ложь — престолъ его, а уста праведныя — для него терніе, и языкъ непорочный—мечъ ему острый!

б) Не думайте, однакожъ, будто ложь сама по себѣ — не важный грѣхъ и извинительный, потому только, что она у насъ стала грѣхомъ слишкомъ обычнымъ. Послушайте, братія, не меня, но св. ап. Іакова, брата Господня, который говоритъ: „языкъ небольшой членъ, но много дѣлаетъ; посмотри: небольшой огонь какъ много вещества зажигаетъ!' И языкъ— огонь, прикраса неправды; онъ оскверняетъ все тѣло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспламеняемъ отъ геенны... языкъ—неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда!и (Іак. 3, 5. 6. 8).

в) Поэтому ложь строго наказывается въ здѣшней жизни. Псалмопѣвецъ взываетъ къ Богу: погубииіи вся глаголющія лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5, 7). Сладокъ человѣ- ку хлѣбъ лоюи, говоритъ Соломонъ, но потомъ исполнятся уста его каменія (Притч. 20, 17). А Сирахъ говоритъ: порокъ волъ человѣку лжа: уне—лучше есть тать — воръ, нежели присно лоюай— постоянный лжецъ, оба же па- губу наслѣдятъ (20, 24). Авессаломъ, обманомъ искавшій царства, повисъ между небомъ и землею (2 Дарств. 18,

9): и Ахитофелъ, подававшій ему коварные совѣты противъ Давида, окончилъ жизнь самоубійствомъ (17, 23). Ананія и жена его Сапфира утаили часть своего же имѣнія и одинъ за другимъ пали мертвыми у ногъ апостола Петра и погибли (Дѣян. 5, 5—

10). Самъ антихристъ, человѣкъ беззаконія, сь'нъ погибели, придетъ, какъ открываетъ апостолъ, въ знаменахъ и чудесѣхъ ложныхъ, и во всякой льсти неправды; и Господь Іисусъ убіетъ ею Духомъ устъ Своихъ (2 Сол. 2—4, 8—10). Лжецы и обманщики часто думаютъ про себя въ ослѣпленіи: мы заключили союзъ съ смертію, и съ пре- исподнею сдѣлали договоръ; когда все- поражающій бичъ будетъ проходить, онъ не дойдетъ до насъ, потому что ложь мы сдѣлали убѣжищемъ для себя, и обманомъ прикроемъ себя (Ис. 28, 15). Но Господь такъ разрушаетъ ихъ замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союзъ вашъ со смертію рушится, и договоръ вашъ съ преисподнею не устоитъ. Когда пойдетъ всепора- жающій бичъ, вы будете попраны! (17—18). И это — еще въ настоящей жизни.

г) А что грозитъ лжецамъ въ будущей жизни, — послушайте вотъ слово Самого Господа, сѣдящаго на престолѣ: невѣрнымъ и сквернымъ, и убійцамъ, и блудъ гь чары творягцимъ, идоложерцемъ, и всѣмъ лживымъ (слышите: лживыхъ Онъ полагаетъ такъ сказать на однихъ вѣсахъ съ невѣрными и другими беззаконниками, и присуждаетъ имъ одно и то же наказаніе) — часть имъ въ езерѣ горящемъ огнемъ и оюупеломъ! (Апок. 21, 8).—Итакъ, ложь и обманъ, по ученію Христову, происходятъ отъ діавола, и онъ-то, овладѣвъ устами и сердцемъ людей, сплетаетъ въ нихъ

236 Мѣ с я ц ъ с е нт ябр ь .

ложъ; поэтому лжецы — дѣти діавола, который есть отецъ лжи; ложь не меныпе другихъ тяжкихъ грѣховъ, потому что большею частію произносится безъ нужды, добровольно и съ намѣреніемъ; а за это и наказывается наравнѣ съ другими тяжкими беззаконіями.

III. Ужели послѣ всего этого мы осмѣлимся еще играть этимъ адскимъ огнемъ, то - есть языкомъ лживымъ, опаляющимся, по слову апостола, отъ самой геенны? Ужели не будемъ въ сокрушеніи сердца взывать съ Давидомъ: положи, Господа, храненіе у атомъ моимъ и дверь огражденія о устахъ моихъ! Не уклони сердце мое вь словеса лукавости! (Пс. 140, 3, 4). За одно слово лживое Ананія и Сапфира были поражены судомъ Божіимъ. А наши лжи и обманы развѣ простительнѣе? развѣ не подлежатъ тому же суду Божію?.. Ахъ, какъ мы обманываемся,

Ч е т в е р т

Поуч. 1-ое. Св. священномученикъ Вавила.