«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 237

повелѣнію Юліана отступника, мощи свв. мучениковъ были удалены изъ ДаФ- ны, гдѣ покоились. Но во время отшествія мощей молнія пала на храмъ идола Аполлона и обратила его въ пепелъ.

II. Изъ житія св. священномученика Вавилы мы видѣли, братія, высокій образецъ почитанія духовныхъ пастырей: св. братья отроки: Урванъ, Прилидіанъ и Епполоній отвѣчали, какъ вы припомните, мучителю, что они любятъ своего духовнаго наставника - св. епископа Вавилу болѣе матери, потому что онъ заботится о спасеніи ихъ душъ!

Да научитъ примѣръ этихъ св. отро- ковъ-мучениковъ и всѣхъ насъ почитать нашихъ духовныхъ пастырей,ибо они пекутся о спасеніи душъ нашихъ. И слово Божіе, и ученіе Отцевъ церкви, и жизнь святыхъ научаетъ насъ этой истинѣ.

а) Слово Бооюіе подробно опредѣляетъ, въ чемъ должно выражаться почитаніе духовныхъ наставниковъ.

Вѣрующіе должны принимать ихъ, какъ посланниковъ Божіихъ. „Каждый долженъ разумѣть насъ, какъ служителей Христовыхъ и домостроителей тайнъ Божіихъ"1 (ІКоринѳ. 4—1), учитъ ап. Павелъ.

Христіане должны внимать и слѣдовать ихъ наставленіямъ: „повинуйтесь наставникамъ вашимъ и будьте покорны*, ибо они неусыпно пекутся о душахъ вашихъ, какъ обязанные дать отчетъ, чтобы они дѣлали это съ радостію, а не воздыхая, ибо это для васъ не по- лезноа, учитъ тотъ же великій апостолъ (Евр. 13—17);

христіане должны слѣдовать ихъ примѣру: ѵумоляю васъ: подражайте мнѣ, какъ я Христу^ (1 Коринѳ. 4—16), говоритъ св. ап. Павелъ*, они обязаны подражать ихъ вѣрѣ: „по минайте наставниковъ вашихъ, которые проповѣдывали вамъ слово Божіе, и взирая на кончину ихъ жизни, подражайте вѣрѣ ихъ“ (Евр. 13—7)*, они должны почитать и уважать ихъ: „достойно начальствующимъ пресвитерамъ должно оказывать сугубую честь, особенно тѣмъ, которые трудятся въ словѣ и ученіи^ (1 Тим. 5—17)*, ихъ долгъ молиться за нихъ: „умоляю васъ, братія, Господомъ нашимъ I. Христомъ и любовію Духа, подвизаться со мною въ молитвахъ за меня къ Богу (Римл. 15 — 30). Молитесь за насъ^, учитъ св. ап. Павелъ (Евр. 13—18)*, истинные христіане всегда ясно и опредѣленно

сознаютъ свою обязанность обезпечивать содержаніе своихъ духовныхъ пастырей:

„наставляемый словомъ дѣлись всякимъ добромъ съ наставляющимъ^. (Галат. 6—6).—Писаніе говоритъ: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящійся достоинъ награды своей (1 Тим. 1 — 18). —Отправляя 12 апостоловъ на проповѣдь, I. Христосъ сказалъ имъ: „не берите съ собою ни золота, ни серебра, ни мѣди въ поясы свой, ни сумы на дорогу, ни двухъ одеждъ, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящійся достоинъ про- пита,ніяа (Матѳ. 10—10).

б) Подобныя наставленія даютъ и св отцы церкви. Такъ св. Іоаннъ Златоустъ пи шетъ: „учители должны превосходить плотскихъ Отцевъ, должны быть усерднѣе ихъ. Но и дѣти должны питать любовь къ нимъ. Повинуйтеся, говоритъ св. апостолъ Павелъ, наставникомъ вашимъ и покоряйтеся, зная, что тіи бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17). Скажи же мнѣ: почему, тогда какъ наставникъ твой подлежитъ такой опасной отвѣтственности, ты не хочешь даже слушать его, и притомъ — для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, онъ безпокоится, пока все, касающееся и тебя, не будетъ исправно, и отдастъ двойной отчетъ. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждомъ изъ подчиненныхъ. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна такимъ опасностямъ? Не можешь предложить ничего равнаго; ты еще не положилъ за него души своей, а онъ полагаетъ за тебя душу свою. Если же онъ не положитъ ея здѣсь по требованію обстоятельствъ, то погубитъ ее тамъ, а ты не хочешь повиноваться ему даже въ словахъ!“

„Кто почитаетъ священника, учитъ тотъ же св. отецъ церкви, тотъ постепенно будетъ почитать и Бога: а кто сталъ презирать священника, тотъ постепенно дойдетъ когда-нибудь и до оскорбленія Бога. Иже васъ пріемлетъ, сказалъ Господь, Меня пріемлетъ (Матѳ. 10, 40)*, священникамъ Его, сказано въ другомъ мѣстѣ, воздавай честь (Числ. 18, 8). Іудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали въ него камнями. Кто благоговѣетъ предъ священникомъ, тотъ тѣмъ болѣе будетъ благоговѣть предъ Богомъ^.

238 Мѣ с я ц ъ с е нт яб рь .

„Хотя бы священникъ былъ нечестивъ,