«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Былъ съ Іоною во глубинѣ морской, и сохранилъ его во чревѣ китовѣ, и избавилъ его отъ звѣря морскаго.

Былъ съ тремя отроками въ пещи вавилонской, и угасилъ имъ силу огненную, и научилъ ихъ пѣть благодарственную пѣснь.

Былъ съ Даніиломъ въ ровѣ, и заградилъ уста львовъ, и избавилъ его оттуда.

Былъ съ апостолами, былъ съ мучениками, и сохранилъ ихъ посреди ужасныхъ мученій.

Былъ съ пустынниками, жившими въ пещерахъ, въ вертепахъ и пропастяхъ земныхъ, и сохранилъ ихъ отъ козней вражіихъ.

Былъ и естъ и будетъ до скончанія вѣка съ вѣрными рабами Своими, по неложному Своему обѣщанію: се Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка, аминъ (Мѳ. 28, 20). — О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! Съ нами бо неложно обѣщался еси быти до скончанія вѣка Христе, Его же вѣрніи утвержденіе имуще радуемся. Вотъ почему вѣрные рабы Его, ощущая присутствіе Его и живое утѣшеніе, дерзаютъ, восклицаютъ и поютъ пѣснь въ радости духа: Богъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ, обрѣтшихъ ны зѣло. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы въ сердца морская. Господъ силъ съ нами, заступникъ нашъ Богъ Іаковлевъ (Пс. 45, 2, 3, 12). Аще и пойду посредѣ сѣни смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, Боже (22, 4). Господь просвѣщеніе мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, отъ кого устрашуся?и (Пс. 26, I).

III. „Смотри, христіанинъ, самъ-т

248 Мѣ с я ц ъ сент ябрь.

ты будь только Божій, а Богъ Своего не оставитъ, наставляетъ тотъ же святитель. Вѣруй сердечно въ Него, яко въ Бога, угождай Ему вѣрою и правдою; всю надежду свою на Него возлагай, и отъ сердца призывай Его, Онъ— близъ тебе есть, съ тобою есть, спа- саяй тя Святый Израилевъ. И гдѣ бы ты ни былъ, въ какомъ бы искушеніи или скорби ни находился—Онъ всегда съ тобою, и смотритъ на подвигъ твой, и невидимою рукою укрѣпляетъ тебя и помогаетъ тебѣ, и хотя бы всѣ злые люди возстали противъ тебя, и бѣсовскіе полки окружили тебя—ничего не успѣютъ. Господь сохранитъ тя, Господь покровъ твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжетъ тебе> ниоюе лупа нощію. Господь сохранитъ тя отъ всякаго зла, сохранитъ душу твою Господь. Господь сохранитъ вхожденіе твое и исхожденіе твое отъ нынѣ и до вѣка (Пс. 120, 5. 8).—Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи отъ мене, вонми въ помощь мою, Господи спасенія моего! (37, 22, 23). Господи силъ, съ нами буди, иного бо, развѣ Тебе, помощника въ скорбѣхъ не имамы: Господи силъ, помилуй насъ!“.. (Состав. Г. Д—ко по Ч.-М. и „Сокровищу духовно, святителя Тихона задонскаго).

Поуч. 2-ое. Св. архистратигъ Михаилъ.

(Объясненіе изображенія св. архистратига Михаила съ нравственными уроками изъ него).

I. Празднуя въ честь св. архангела Михаила, обратимся благоговѣйнымъ вниманіемъ къ образу св. архистратига небесныхъ силъ, и воспользуемся урокомъ, который св. церковь хочетъ преподать чрезъ него всѣмъ вѣрующимъ.

II. а) На иконѣ видимъ св. архангела Михаила въ воинственномъ ополченіи. Что это значитъ? Почему житель неба, гдѣ обитаетъ миръ и любовь, представленъ вооруженнымъ? Но, братія, была нѣкогда брань и тамъ—въ царствѣ мира и любви. Кто противъ кого возставалъ и ратовалъ? Одинъ изъ высшихъ духовъ, обладавшій великими совершенствами— ЛюциФеръ, съ надменіемъи гордостію возсталъ противъ своего Творца ш владыки всяческихъ*, за нимъ увлеклось

много другихъ духовъ, и они составили страшное ополченіе возмутителей небеснаго порядка. Тогда-то изъ среды ангеловъ является поборникъ славы Божіей св. архангелъ Михаилъ. Собравъ всѣ ангельскіе чины и воинства вѣрные Богу, онъ велегласно воззвалъ: „вонмемъ, станемъ добрѣ предъ сотворившимъ ны, и не помышляемъ противная Богусс. И, стоя на первомъ мѣстѣ въ сонмѣ духовъ безплотныхъ, воспѣлъ торжественную пѣснь: „святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ!“ И вскорѣ за симъ всѣ духи злобы низвержены были съ неба. Вотъ почему архангелъ Михаилъ, какъ главный поборникъ славы Божіей, побѣдитель діавола и аггеловъ его, именуется св. церковію началовождемъ ангеломъ, по- средѣ полковъ ангельскихъ старѣйшимъ, небесныхъ чиновъ архистратигомъ! Вотъ почему она изображаетъ его всегда въ воинственномъ видѣ, съ мелемъ или копіемъ въ рукѣ, имѣющимъ подъ ногами дракона, змія древняго, иже есть діаволъ и сатана (Апок. 20, 2), духъ злобы, имъ пораженный и низверженный.