«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

себя относительно тѣхъ, кто взведетъ на насъ клевету какую? Даже когда и не клевету, а сущую правду о насъ говорятъ, только правду для насъ непріятную, — мы и тогда не разражаемся ли обыкновенно противъ тѣхъ людей самымъ страшнымъ гнѣвомъ и ругательствами? Вмѣсто того чтобы разъяснить дѣло просто, кротко, мы не большею ли частію стараемся разсчитаться съ обидчикомъ своимъ такъ, чтобы ни- какъ ужъ въ долгу у него не остаться? И какихъ тогда безчестныхъ словъ не наговоритъ иной изъ насъ при этомъ? какими проклятіями не разгромитъ обидчика? какихъ угрозъ ему не накажетъ? А затѣмъ предъ тѣми, предъ нѣмъ оклеветаны мы, какъ большая часть изъ насъ защищается? какихъ клятвъ, какой божбы не бываетъ тутъ пущено въ ходъ, и чего-чего не наговоримъ мы и сами про оклеветавшаго насъ? Всю жизнь его опишемъ, всѣ недостатки переберемъ, и часто не его только недостатки, а и всѣхъ его родныхъ и знакомыхъ. И есть даже мнѣніе, что для того, чтобы снять съ себя то или иное нареканіе, именно такъ- то и надо всегда поступать съ клеветниками. Какое грубое заблужденіе думать—зло зломъ побѣдить! Други мой! Не зломъ побѣждается зло: аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби е о; аще же жаждетъ, напой, его. Сіе бо творя, угліе огненно собираешь, на главу его (Рим. XII, 20). Вотъ чѣмъ побѣждается зло. Но это выше силъ, скажете? Бываетъ. Въ такомъ случаѣ предай дѣло суду Божію, какъ и пишетъ тотъ же апостолъ (тамъ-же 19): не мстите за себя, но дайте мѣсто гнѣву Божію. Писано бо есть: Мигъ отмщеніе,. Азъ воздамъ, глаголетъ Господь.

6) Не могу, братіе, при семъ не обратить вашего вниманія и на то: св. Іоаннъ былъ уважаемъ всѣми за свою высоко добродѣтельную жизнь. Между тѣмъ—что видимъ? И онъ оклеветанъ и обозванъ отъ завистниковъ живущимъ безнравственно. Вотъ примѣръ непостоянства людского: кого нынѣ любятъ, слушаютъ и почитаютъ, завтра—смотришь — по навѣту чьему-нибудь, забываютъ всѣ заслуги этого человѣка, все доброе его, и готовы опорочить, осмѣять своего благодѣтеля.— Для тѣхъ, кому терпѣть приходится отъ клеветы и зависти людской, примѣръ сей

да послужитъ на утѣшеніе и ободреніе. Ибо

если святые мужи терпѣли отъ клеветы: то намъ ли роптать на клеветниковъ?—Спросимъ себя по совѣсти: мы и сами-то насколько и всегда ли справедливы къ ближнимъ? Не бываемъ ли мы и сами-то почасту повинны въ этомъ грѣхѣ, который такъ возмущаетъ насъ въ ближнихъ? не склонны ли мы псами къ оклеветанію? Такъ услышалъ иной что-нибудь недоброе о другомъ,—что онъ обыкновенно дѣлаетъ въ этомъ случаѣ? Только ли то, что разсказываетъ

о томъ другому и третьему, какъ самъ слышалъ? Не большею ли частію, если не всегда, бываетъ такъ, что при подобныхъ пересказахъ мы и отъ себя еще прибавимъ слово-другое для прикрасы? А это что—какъ не клевета съ нашей стороны противъ тѣхъ о комъ мы распускаемъ такіе преувеличенные слухи? Но если кто изъ насъ и терпѣливъ на языкъ и не имѣетъ несчастной привычки клеветать на другихъ: не грѣшатъ ли, однако, иногда и подобныя лица—тѣмъ, что все же вѣрятъ худымъ слухамъ, принимаютъ ихъ, и на основаніи сихъ слуховъ составляютъ о томъ или иномъ человѣкѣ дурное мнѣніе? Какъ угодно, а вѣдь съ нашей стороны крайняя несправедливость—со слуховъ думать о человѣкѣ худо; а слѣдовательно—и грѣхъ. Окле- встающаго тай искренняго своего, сего изгонять, говоритъ о себѣ псалмопѣвецъ (Пс. С, 5). Вотъ какъ должны поступать и мы съ тайно клевещущими на другихъ: гонять ихъ отъ себя надо, какъ людей самыхъ низкихъ, самыхъ опасныхъ и дурныхъ. Ибо таковы они и дѣйствительно:клеветникъ — подобникъ діавола, или вѣрнѣе - самъ онъ есть діаволъ. Ибо слово діаволъ собственно значитъ клеветникъ.

III. Да, други мой, бойтесь не только сами клеветать на другихъ, но и внимать клеветамъ; а случится кому сдѣлаться жертвой клеветы,—старайтесь смотрѣть на нее, какъ на наказаніе Вожіе за нашу собственную склонность къ оклеветанію, и потому смиритесь предъ Господомъ и утѣшайте себя такимъ разсужденіемъ: пусть люди взводятъ противъ меня всякія небылицы, лишь бы не осудилъ меня Богъ и чиста была моя совѣсть. — Аминь. (Сост. по „Круг. поучен.“ прот. А. Бѣлоцвѣтова, изд. 5-е 1894 г.).

Мѣ с я ц а сентябрь. 253

В о е ь м о

Поуч. 1-е. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(0 томъ, какъ мы должны поступать

оо время посылаемыхъ намъ отъ Бога испытаній).

I. Родители Пресвятыя Богородицы Іоакимъ и Анна были благочестивы, добродѣтельны и праведны предъ Богомъ. Имѣя достаточное богатство, они часть его удѣляли на потребность богослуженія во храмъ, а часть раздавали нищимъ. Жизнь ихъ, по-видимому, со внѣшней стороны, была счастлива, если все счастіе полагать въ вещественномъ довольствѣ и въ семейномъ мирѣ, любви и согласіи. А между тѣмъ они были очень несчастливы. Они несли на себѣ иго безчадія. Находясь въ супружествѣ пятьдесятъ лѣтъ, они не имѣли дѣтей. Это несчастіе людямъ настоящаго вѣка мало понятно*, нынѣ тяготятся болѣе многочадіемъ, чѣмъ безчадіемъ, и счастливыми нерѣдко почитаютъ тѣхъ, у кого нѣтъ дѣтей. Но тогда было не то. Тогда безчадіе супруговъ считалось знаменіемъ наказанія Божія за какіе либо тяжкіе грѣхи. Почему такъ? Сотому что въ то время на землѣ ожидали явленія Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественнаго желанія присущаго не испорченнымъ родителямъ, хотѣлось имѣть дѣтей и въ тѣхъ видахъ, чтобы, если Богу угодно, сдѣлаться прародителемъ Искупителя. У кого же не было дѣтей, у того, слѣдовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадіе супруговъ и въ глазахъ постороннихъ людей признавалось наказаніемъ Божіимъ. Понятно отсюда, какимъ горемъ сопровождалось для праведныхъ Іоакима и Анны ихъ безчадіе. Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Разъ первосвященникъ во храмѣ не принялъ отъ Іоакима жертвы, сказавъ ему съ укоромъ: „ты не стоишь того, чтобы принять отъ тебя даръ Богу; будучи без- чаденъ, конечно, не имѣешь ты благословенія Божія за какіе нибудь тайные грѣхи11. А еврей, вмѣстѣ съ Іоакимомъ приносившій жертву, съ укоромъ замѣтилъ ему: „почто предваряешь меня, приступая къ Богу7 развѣ не зні ешь

й день.

о своемъ безплодствѣ?а Итакъ, и внутреннее, сердечное горе,и постороннія укоризны въ какихъ-то тайныхъ преступленіяхъ, которыхъ между тѣмъ за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страданіе праведнымъ супругамъ, какое можетъ быть понятнымъ только людямъ, подобно имъ страждущимъ. Они скорбѣли въ глубинѣ своей праведной души; но вмѣстѣ съ тѣмъ не отчаявались въ милости Божіей. Они всю свою печаль возверзали на Бога, и съ постоянствомъ и усердіемъ, мало понятнымъ для людей, не уповающихъ на Бога, молились Богу, да даруетъ имъ Господь, хотя на старости лѣтъ, дитя, обѣщаясь посвятить его на служеніе Богу. Господь слышалъ ихъ молитвы, но медлилъ исполненіемъ ихъ, дабы удивить на праведныхъ старцахъ милость Свою дабы воспитать ихъ въ вѣрѣ въ живой Промыслъ Божій, надеждѣ на Себя и любви къ Себѣ.