«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Видя испытуемыхъ и наказуемыхъ отъ Господа, не будемъ суетно мудрствовать, что Господь наказываетъ ихъ непремѣнно за какіе либо тяжкіе грѣхи и тѣмъ паче укорять ихъ. Пути Господни въ отношеніи жизни людей неисповѣдимы-, и мы не можемъ знать, почему Господь Богъ съ однимъ поступаетъ такъ, съ другимъ иначе. Не судите, да не су- дими будете.

Братіе! предадимъ сами себя и всю жизнь нашу премудрой и всеблагой волѣ Господа, Который несравненно больше намъ даруетъ, чѣмъ мы просимъ или

о чемъ даже едва смѣемъ помыслить. Будемъ безропотно, по примѣру св. пра ведныхъ богоотецъ Іоакима и Анны, переносить посылаемыя на насъ несчастія: чрезъ нихъ, какъ золото чрезъ огонь, Господь очищаетъ насъ отъ всякой скверны грѣховной и содѣлываетъ насъ несравненно болѣе блаженными и въ этой и въ будущей жизни, нежели мы были бы блаженны безъ этихъ очистительныхъ скорбей. (См. проп. прилож. къ Рук. для с. паст. 1891 г. сент.).

А когда бѣдствія и разныя скорби готовы ловидимому насъ подавить, будемъ взывать

о помощи къ Тому, безъ воли Котораго и волосъ не упадаетъ съ нашей головы, Который никогда не пошлетъ искушенія превышающаго силы наши. (Сост. Г. Д—ко съ дополн. по указ. источн.).

Поуч. 2-ое. Рождество Пресвятыя Богородицы.

(О томъ, что Богъ можетъ дѣйствовать независимо отъ законовъ природы и творить чудеса).

I. Благочестивые родители Божіей Матери, Іоакимъ и Анна, въ продолженіе пятидесятилѣтняго супружества ихъ были безплодны, а достигши глубокой старости не надѣялись уже имѣть дѣтей по закону природы. Но неплод- ство сильно огорчало ихъ, потому болѣе, что многіе укоряли ихъ за него и говорили, будто Господь не благоволитъ къ нимъ за какіе нибудь тайные ихъ грѣхи. Поэтому они усердно молили Господа, да избавитъ Онъ ихъ отъ поношенія и даруетъ имъ плодъ по благости Своей, какъ нѣкогда даровалъ его Аврааму и Саррѣ. Молитва

праведныхъ услышана, и терпѣніе ихъ вознаграждено особенною милостію Божіей: ибо когда настало предуставленное Промысломъ время родиться Той, Которая Сама долженствовала родить Спасителя міру, тогда Богъ послалъ ангела Своего возвѣстить Іоакиму и Аннѣ, что отъ нихъ родится сія богоизбранная отроковица. И подлинно, праведная Анна, которой тогда было уже около семидесяти лѣтъ, пре- естественно зачала и въ уроченное время родила Пресвятую Дѣву Марію. Такимъ образомъ рожденіе Матери Божіей, совершившееся не по обыкновенному закону природы, а по особенному дѣйствію Божію, ясно показываетъ, что Богъ гьдѣ же хощетъ, побѣждается естества чинъ.

II. Такъ и должно быть: ибо Господь есть Творецъ и верховный Правитель вселенныя; отъ Его власти все въ ней зависитъ, и самые законы природы или естества чинъ. Поэтому, когда Господу угодно, Онъ, очевидно, можетъ дѣйствовать независимо отъ Своихъ законовъ, и даже вопреки имъ, какъ Онъ поступилъ, остановивъ солнце при Іисусѣ Навинѣ*, можетъ совершить то, что превышаетъ силы природы и выходитъ изъ круга ея дѣйствій, какъ это показалъ Онъ, воскрешая мертвыхъ единымъ Своимъ словомъ; короче, Онъ можетъ творить чудеса и дѣлать все, елика хощетъ. Въ этомъ не будетъ сомнѣваться тотъ, кто имѣетъ надлежащее понятіе о безпредѣльномъ могуществѣ Божіемъ,неограниченной свободѣ Его въ міроправленіи и совершенной зависимости отъ Него всѣхъ твореній Его.

Когда своевольный человѣкъ нарушаетъ законъ Божій и удаляется отъ предназначенной ему цѣли, а чрезъ это вредитъ себѣ и другимъ, то съ премудростію и благостію Божіею всего согласнѣе, чтобы Господь, какъ любвеобильный Отецъ нашъ и Владыка вселенной, Самъ исправилъ или предотвратилъ то зло, какое можетъ произойти въ семъ случаѣ. Такъ Ему, Премудрому и Преблагому, свойственно дѣйствовать и во всякомъ случаѣ, когда благо міра, народовъ и частныхъ людей имѣетъ нужду въ особенной Его помощи.

а) Онъ и подлинно такъ дѣйствовалъ издревле; вотъ нѣсколько примѣровъ

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 255

этого: когда родъ человѣческій согрѣшилъ въ Адамѣ и подвергался вѣчной погибели, Богъ Самъ устроилъ ему спасеніе чрезъ Единороднаго Сына Своего (Іоан. 3, 16); когда грѣшные люди растлили землю неправдами, Богъ Самъ омылъ ее чуднымъ потопомъ (Быт. гл. 6 и 7); когда еврейскій народъ страдалъ въ Египтѣ отъ рабства, а еще болѣе отъ соблазновъ нечестія, ш могъ потерять истинную вѣру., Господь дивно избавилъ его чрезъ Моисея (Исх. 3, 1-20); когда Савлъ хотѣлъ истребить юную церковь Христову и шелъ уже въ Дамаскъ, чтобы гнать тамъ христіанъ, Господь Самъ явился ему и чудесно содѣлалъ его изъ гонителя — апостоломъ (Дѣян. 9, 1—30). Ііороче, во всѣхъ случаяхъ, когда для блага міра и людей нужна была непосредственная помощь Божія, Господь явилъ ее различнымъ образомъ и нерѣдко чудотворилъ.