«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но въ самомъ дѣлѣ это не любовь, это человѣконенавидѣніе.

Гдѣ истинная христіанская любовь, тамъ сильное желаніе добра ближнему; тамъ готовность дѣлать одно то, что дѣйствительно полезно ближнему, что относится къ временному и вѣчному благу ближняго, что сохраняетъ совѣсть ближ-

272 Мѣсяцъ сѳытябрь.

няго въ спокойствіи и радости*, словомъ: что составляетъ истинное счастіе ближняго. Это видно изъ любви родителей къ дѣтямъ. Какой родитель не желаетъ видѣть своихъ дѣтей счастливыми во времени и въ вѣчности? Какой родитель не предпринимаетъ мѣръ къ тому, чтобы дѣти его были невинны предъ людьми и предъ Богомъ, счастливы и въ сей жизни и въ будущей? Такъ дѣйствуетъ любовь, заслуживающая имя любви.

Посмотрите же послѣ сего на незаконную плотскую любовь: то ли она дѣлаетъ., что споспѣшествуетъ къ счастію ближнихъ? Таковая любовь стремится осквернить и тѣло и душу ближняго. Какое тутъ счастіе? Тутъ грѣхъ, нарушеніе закона Божія, оскорбленіе Бога, смерть чести., смерть добраго имени,—смерть души. Оттуда удаляется благодать Вожія, гдѣ незаконныя плотскія связи; оттуда бѣжитъ спокойствіе совѣсти, гдѣ удовлетворяютъ плотской нечистой похоти* тамъ адъ, гдѣ торжество постыдныхъ вожделѣній плоти и крови.

Какая же тамъ любовь, гдѣ не только мыслятъ зло, но и дѣлаютъ беззаконіе, имѣющее самыя вредныя послѣдствія? Любы, по замѣчанію апостола Павла, не мыслитъ зла (1 Кор. 13,6). Слѣдовательно, незаконная плотская любовь, какъ не только мыслящая зло^ но и дѣлающая зло, не есть любовь. Это злоба, это человѣконенавидѣніе, скрывающееся подъ видомъ любви, это змій, смертельно уязвляющій человѣка, это убійственный ядъ, подслащенный обаятельнымъ упоеніемъ чувствъ. Посмотрите на Сампсона, нѣкогда богоноснаго и могучаго. Онъ обнаженъ благодати Всесвятаго Духа, лишенъ исполинской силы, онъ у враговъ на поруганіи, онъ безъ глазъ, безъ чести, безъ жизни, на ложѣ преждевременной смерти. А отъ чего? Отъ плотской любви. И такую злокачественную любовь будемъ ли еще называть любот вію? Пѣтъ! Это зло, это братоубійство. Это знаютъ, это чувствуютъ и самые рабы плотской похоти, но чувствуютъ уже поздно, когда проходитъ пылъ страстей, когда разсудокъ возвращается, когда совѣсть входитъ въ свой права, когда зло уже сдѣлано и ближній убитъ.

III. Да сохранитъ Господь Богъ всѣхъ православныхъ христіанъ отъ незаконной

плотской любви! Это бичъ человѣчества, которымъ люди сами себя убиваютъ за то, что не имѣютъ ни любви къ Создателю, ни истинной любви къ ближнимъ. Примѣръ св. Ѳеодоръ^ падшей и возставшей благонадежнымъ возстаніемъ, да побудитъ насъ прибѣгать къ сердечному покаянію въ случаѣ допущенной нечистой любвц не только дѣломъ, но и мыслями и словами. (Сост. по Ч.-М. и „Слов. и рѣч.“ Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).

Поуч. 2-ое. Препод. Ѳеодора.

(jКъ распутному и нетрезвому храС' тіамину).

I. Преподобная Ѳеодора, нынѣ прославляемая за свое глубокое и истинное покаяніе въ совершенномъ ею однажды, по искушенію, грѣхѣ противъ седьмой заповѣди, за свой всегдашнія слезы сокрушеннаго сердца, за сбои подвиги умерщвленія плоти съ ея страстями и похотями, за свою великую святость жизни послѣ своего единократнаго паденія и благонадежнаго возстанія, побуждаетъ насъ побесѣдовать съ вами о грѣхѣ распутства въ предостереженіе и увѣщаніе распутному сыну или дочери.

II. Только тѣло его тужить будетъ- въ немъ, и душа его будетъ плакать о немъ (Іов. 14,12). Этими словами древней книги священной хочу я начать съ тобою бесѣду мою, возлюбленный мой братъ, впавшій въ грѣхъ распутства. Не смотри на меня такъ непріязненно, такъ подозрительно. Зачѣмъ этотъ взглядъ недовольный? „Что увлекаетъ тебя сердце твое, и что подъ- емлются очи твой?'*0 (Іов. 15, 12). Не врага, не судью, не грознаго обличителя ты видишь предъ собою*, нѣтъ, предъ тобою стоитъ тотъ, кого любилъ ты когда-то слушать, къ кому ласкался ты когда-то со всею дѣтскою довѣрчивостью души твоей. Не говори въ сердцѣ своемъ: „знаю: начинается проповѣдь*, будутъ предлагать совѣты и наставленія, предписывать разныя скучныя правила, устрашать угрозами^... Что мнѣ осталось совѣтовать тебѣ, чего бы ты ранѣе не слыхалъ? Что проповѣдывать, чего бы ты уже nfr зналъ? Что мнѣ угрожать?... Послушай, о, послушай меня: я буду гово-

Мѣсяцъ сентябрь. 2 7 3

рить съ тобою такъ, какъ говорилъ бы ты самъ съ собою, если бы хотя на одну минуту захотѣлъ ты войти въ себя. Тѣло твое тужитъ о тебѣ, и душа твоя плачетъ по тебѣ. Что ты былъ прежде? Что ты есть теперь? И что станется съ тобою?