«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

а) Разсуждая о высокомъ достоинствѣ души человѣческой, святитель Тихонъ пишетъ:

„Душа человѣческая, по описанію св. Макарія египетскаго, есть нѣкоторое созданіе Вожіе разумное, прекрасное, великое, чудное и преизрядное, подобіе и образъ Божій“.

аа) „Богъ ради человѣка все небо и землю съ исполненіемъ и украшеніемъ ихъ сотворилъ... ибо всѣ вещи созданы отъ Бога прежде человѣка для того, дабы было—гдѣ человѣку жить и чѣмъ довольствоваться, и было бы кому служить человѣку, который имѣлъ создаться, какъ господинъ... Еслиже все ради человѣка создано: то человѣкъ лучшій и благороднѣйшій паче всего: паче неба. солнца, луны, звѣздъ., земли, исполненія и украшенія ихъ. Все же сіе при- писуется человѣку ради души его разумной, благородной и прекрасной44.

бб) „Красота души человѣческой и отъ тѣла человѣческаго, въ которомъ душа, какъ въ домѣ своемъ, обитаетъ, познается. Посмотри всякъ на юнаго человѣка, который

красотою лица и прочими естественными дарованіями одаренъ: какъ онъ прекрасенъ? какое животное съ нимъ сравниться можетъ? Ежели же столь прекрасно и совершенно тѣло—домъ и жилище души: сколь прекраснѣе—душа, которая въ немъ обитаетъ tcV

вв) „Наипаче красота и достоинство души человѣческой познается изъ того, что въ ней образъ Свой Божественный напечат- лѣлъ Богъ и Создатель нашъ (Быт. 1, 27).

О колъ дивная и великолѣпная красота и достоинство души! Образомъ Бога почтена и украшена душа человѣческая! Всѣ вещи созданныя суть дивны, и суть свидѣтельства всемогущества и премудрости Божіей; но человѣкъ образъ и подобіе Создателя своего въ душѣ своей имѣетъ! Въ созданіи всѣхъ прочихъ вещей всемогущество и премудрость Божія показалась-, но въ душѣ человѣческой, кромѣ того, подобіе и образъ Божій написанъ явился! Разсуди, какую красоту и великолѣпіе имѣетъ несозданное естество — Богъ: тогда и созданнаго отъ Него естества, по образу Его сотвореннаго, красоту и доброту нѣсколько познаешь. Богъ есть красота безконечная, которой ангелы святые отъ начала насытиться и восхвалить не могутъ. И избранныхъ Божіихъ въ томъ наипаче вѣчное блаженство состоитъ, что сію безконечную доброту, лицемъ къ лицу, безъ конца и ненасытно, будутъ видѣть и наслаждаться... Если же уразумѣешь красоту и благолѣпіе безконечное величества Божія: тогда познаешь, коль великая, дивная красота и благолѣпіе души человѣческой.

гг) Сынъ Божій, не кто-либо изъ тварей — Самъ Богъ и Создатель, Слово Отчее, Самъ Царь небесный принялъ на Себя великое посольство, явился на земли ради души человѣческой—взыскать ее и спасти ее*, и тридцать три года на земли жилъ, какъ единъ отъ человѣкъ, и какъ рабъ, единъ отъ нищихъ и бѣдныхъ трудился, бѣдствовалъ, плакалъ, алкалъ,жаждалъ, безчестія и хуленія терпѣлъ— ради души нашей-, ужасное мученіе понесъ-, единъ праведный и святый — на древѣ крестномъ умеръ, и все сіе Человѣколюбецъ совершилъ для спасенія души нашей*. (См. Ученіе иже во св. отца нашего Тихона задонскаго Спб. 1864). (VII. VIII, гл. 13).

398 Мѣ с я ц ъ октябрь.

б) Не смотря, однако же, на столь высокое достоинство своей украшенной образомъ Божіимъ души, человѣкъ очень часто не цѣнитъ и не заботится о ней. Это изумительное небреженіе о своей душѣ св. Іоаннъ Златоустъ такъ описываетъ: „Кто въ состояніи довольно оплакать безумное и странное поведеніе людей. Когда заболѣетъ ихъ тѣло, они зовутъ врачей, слѣдуютъ самымъ жестокимъ ихъ предписаніямъ, принимаютъ самыя отвратительныя лѣкарства, подвергаются самымъ нестерпимымъ пріемамъ врачеванія. Точно также они поступаютъ, когда заболѣетъ кто-либо изъ слугъ и, если слуга отказывается принять лѣкарство, они насильно принуждаютъ его къ тому. Но когда вольна

I ихъ душа, они не думаютъ дажеипо- | совѣтоваться съ врачомъ; не хотятъ принять самаго пріятнаго изъ самыхъ ' пріятныхъ лѣкарствъ, т. е. заповѣдей Божіихъ и таинствъ Христовыхъ. Свою безсмертную душу они лѣчатъ несравненно хуже, чѣмъ свое смертное тѣло, чѣмъ даже послѣдняго изъ своихъ слугъ“. (Злат. бесѣд. о душѣ).

III. Да поможетъ же намъ Господь болыпе заботиться о своей драгоцѣнной душѣ, украшенной образомъ и подобіемъ Божіимъ, нежели мы доселѣ заботились, нерѣдко обращая всѣ своіг попеченія только на одно тѣло, которое есть лишь одно жилище души. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Одиннадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. Ѳеофанъ начертанный.