«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

б) Во-вторыхъ, православіе есть послу-

Мѣсяцъ октябрь. 399

шаніе церкви, когда мы не полагаемся ; на разумъ свой или другихъ людей въ истолкованіи богооткровеннаго ученія, а слушаемся ея гласа и ученія и всѣмъ •сердцемъ ввѣряемъ себя ея водительству. Вмѣстѣ съ симъ и по сему самому православіе есть вѣрность ученію апостоловъ и Отцевъ церкви, согласіе со всею древнею церковію и единеніе съ нынѣ пребывающею и духовно царствующею въ мірѣ церковію вселенскою. Посему, провозгласивъ вселенскій сѵмволъ вѣры, церковь торжественно восклицаетъ: „сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди^. Держась этой вѣры, христіанинъ находится въ единеніи съ Богомъ, Источникомъ безсмертной жизни-, порвавъ же живую связь съ нею, онъ погибнетъ для жизни вѣчной.

Братіе мой возлюбленные! Обратите ваше вниманіе на эти слова и не пропускайте ихъ мимо вашего сердечнаго слуха!

в) Православіе, далѣе, — это не только правое исповѣданіе вѣры, но и правая жизнь.

Православіе, напримѣръ, отвергаетъ возникшее на почкѣ католичества ученіе о добродѣтели, какъ нѣкоей заслугѣ предъ Богомъ; отвергаетъ и протестантское (лютеранское) ученіе объ оправданіи одною вѣрою, которое, послѣ долгихъ перетолкованіи на западѣ, принесъ въ наше отечество одинъ са- мозванный учитель и предложилъ въ понравившейся столь многимъ Формѣ: .„живи, какъ хочешь, только вѣруй, и все тебѣ будетъ прощено^, какъ будто чистый елей вѣры можетъ свѣтло горѣть въ переполненномъ нечистотами сосудѣ. Православіе не даетъ никакого послабленія грѣху и страсти, твердо и настойчиво требуетъ выраженія вѣры въ любви и добрыхъ дѣлахъ, прямо - и ясно ставитъ вопросъ о добродѣтели, какъ долгѣ предъ Богомъ, котораго никогда человѣкъ не можетъ совершенно выполнить. Посему, сколько бы ни подвизался праведникъ въ дѣланіи добра, онъ почитаетъ себя, по слову Господню, рабомъ неключимымъ и, падая ницъ предъ св. чашею Жизни, искреннѣйше сознаетъ и называетъ себя первымъ изъ грѣшниковъ.

г) Православіе не только правая вѣра и жизнь, но и правильное, подобающее величію Бога, служеніе Ему. Иная обстановка

i православнаго храма, чѣмъ католическаго костела и нѣмецкой кирхи^ иные обряды, иное въ богослуженіи. Тамъ въ западныхъ, напримѣръ, католическомъ и протестантскомъ (нѣмецкомъ) вѣроисповѣданіяхъ искусство въ живописи, въ органной музыкѣ все сдѣлало, что могло, и даетъ намъ минуты восторга, душа подъемлется, уносится куда-то далеко, далеко, уносится, и забываетъ человѣкъ, зачѣмъ пришелъ въ этотъ храмъ, и молитвы въ душѣ уже не стало*, здѣсь, въ православной церкви, умиляемся, потрясаемся до глубины души, падаемъ ницъ предъ Господомъ и молимся. Есть службы, подобныхъ которымъ нѣтъ въ другихъ христіанскихъ исповѣданіяхъ, на которыхъ однакоже сами иновѣрцы чувствуютъ соприкосновеніе земли и неба: укажемъ для примѣра дивную пасхальную службу.

Со стороны каждаго человѣка требуется постоянное и неослабное наблюденіе, точно ли онъ идетъ путемъ Господнимъ, и неуклонное пользованіе тѣми благодатными средствами, которыя даны намъ по великой милости Искупителя міра.

Вотъ нѣкоторыя изъ правилъ для жизни желающаго сохранить себя въ православіи. Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Матѳ. 16. 61 Берегитесь лжепророковъ (Матѳ. 17, lj. Не всякому духу вѣрьте, но испытывайте духовъ, отъ Бога ли они (Іоан. 4, 1). Все испитые йте^ хорошаго держитесь (Іоан. 5, 21). Входите тѣсными вратами, потому что широки врата и пространенъ путь, ведущіе къ погибели (Іоан. Y, ст. 13).

III. Да поможетъ же намъ Господь Богъ сохранить безцѣнное сокровище своей православной вѣры во всей пол-

нотѣ и чистотѣ по примѣру препод. Ѳеофана начертаннаго и др. св. подвижниковъ, не щадившихъ не только своего здоровья или земныхъ стяжаніи, но и самой жизни въ защитѣ православной вѣры отъ язычниковъ и еретиковъ, и да даруетъ Онъ намъ духъ премудрости и разума, духъ страха и благочестія жить въ святыхъ и спасительныхъ заповѣдяхъ православія! (Сост. свящ. Г. Д-ко по статьѣ прот.

II. Смирнова: „О православіи^, помѣщ. въ „Церковн. вѣдомо, изд. при рвят. Сѵнодѣ за 1893 г., N° 8, стр. 304—310).

400 Мѣ с я ц ъ октябрь.