«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Что такое православіе?)

I. Св. Ѳеофанъ, память коего совершается сегодня, родился въ Аравіи, а благочестію и разумѣнію св. писанія научился въ лаврѣ св. Саввы. Какъ знающій истины православной вѣры и образованный человѣкъ, Ѳеофанъ,вмѣстѣ съ братомъ своимъ Ѳеодоромъ, былъ посланъ іерусалимскимъ патріархомъ въ Константинополь па защиту православія противъ иконоборцевъ. Здѣсь-то вмѣстѣ съ братомъ своимъ онъ претерпѣлъ жестокія мученія отъ императора Ѳеофила, который приказалъ бить ихъ толстыми ремнями, а потомъ повелѣлъ написать на лицахъ ихъ раскаленнымъ желѣзомъ срамные стихи. „Пиши, что угодно; предъ страшнымъ Судіею самъ прочтешь твое писаніе % сказали братья. Стихи были начертаны на лицахъ и съ того времени братья Ѳеодоръ и Ѳеофанъ стали называться начертанными. Съ начертаніемъ на лицѣ Ѳеофанъ, послѣ возстановленія почитанія св. иконъ, былъ митрополитомъ никейскимъ, сочинилъ много богослужебныхъ каноновъ и скончался мирно.

II. Мы видѣли, братія, что св. исповѣдникъ Ѳеофанъ претерпѣлъ великія страданія за истину православія, которое требовало и требуетъ воздавать должное почитаніе св. иконамъ. И многіе св. мужи — святители, пресвитеры

и діаконы, а также великій сонмъ св. мірянъ терпѣли оскорбленія, темничныя заключенія, мученія и самую смерть, отстаивая истины православія въ борьбѣ съ язычниками и еретиками.

Что же такое православіе, которое такъ дорого для всѣхъ истинныхъ христіанъ, безъ котораго намъ не войти въ царствіе Божіе?

Побесѣдуемъ объ этомъ весьма важномъ предметѣ въ настоящій разъ.

а) Православіе, на сколько можно отвѣтить на этотъ трудный вопросъ христіанскаго ученія, въ основѣ своей есть, во-первыхъ, повиновеніе Богу, когда человѣкъ смиряетъ свой разумъ предъ высшимъ откровеніемъ и пріемлетъ его вѣрою. Послушаніе сіе руководится мыслію: Господь Самъ сказалъ, что же я могу тутъ отъ себя прибавить? Въ словахъ Господнихъ не можетъ быть ни ошибки, ни недомолвки; если чего ясно не открыто, намъ, во всякомъ случаѣ, не распознать. Послушаніе вѣры преисполнено чувствъ искреннѣйшаго благоговѣнія къ словамъ Господнимъ. Сказалъ Господь о Святомъ Духѣ: Иже отъ Отца исходитъ (Іоан. 15, 26), мы и исповѣдуемъ вмѣстѣ съ церковію: вѣрую и въ Духа Святаго... Иже отъ Отца исходящаго. Сказалъ Господь о Своей крови: пійте отъ нея вси (Матѳ. 26; 28), чаша жизни и преподается всѣмъ и не только взрослымъ, но и младенцамъ.

б) Во-вторыхъ, православіе есть послу-

Мѣсяцъ октябрь. 399

шаніе церкви, когда мы не полагаемся ; на разумъ свой или другихъ людей въ истолкованіи богооткровеннаго ученія, а слушаемся ея гласа и ученія и всѣмъ •сердцемъ ввѣряемъ себя ея водительству. Вмѣстѣ съ симъ и по сему самому православіе есть вѣрность ученію апостоловъ и Отцевъ церкви, согласіе со всею древнею церковію и единеніе съ нынѣ пребывающею и духовно царствующею въ мірѣ церковію вселенскою. Посему, провозгласивъ вселенскій сѵмволъ вѣры, церковь торжественно восклицаетъ: „сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди^. Держась этой вѣры, христіанинъ находится въ единеніи съ Богомъ, Источникомъ безсмертной жизни-, порвавъ же живую связь съ нею, онъ погибнетъ для жизни вѣчной.

Братіе мой возлюбленные! Обратите ваше вниманіе на эти слова и не пропускайте ихъ мимо вашего сердечнаго слуха!

в) Православіе, далѣе, — это не только правое исповѣданіе вѣры, но и правая жизнь.

Православіе, напримѣръ, отвергаетъ возникшее на почкѣ католичества ученіе о добродѣтели, какъ нѣкоей заслугѣ предъ Богомъ; отвергаетъ и протестантское (лютеранское) ученіе объ оправданіи одною вѣрою, которое, послѣ долгихъ перетолкованіи на западѣ, принесъ въ наше отечество одинъ са- мозванный учитель и предложилъ въ понравившейся столь многимъ Формѣ: .„живи, какъ хочешь, только вѣруй, и все тебѣ будетъ прощено^, какъ будто чистый елей вѣры можетъ свѣтло горѣть въ переполненномъ нечистотами сосудѣ. Православіе не даетъ никакого послабленія грѣху и страсти, твердо и настойчиво требуетъ выраженія вѣры въ любви и добрыхъ дѣлахъ, прямо - и ясно ставитъ вопросъ о добродѣтели, какъ долгѣ предъ Богомъ, котораго никогда человѣкъ не можетъ совершенно выполнить. Посему, сколько бы ни подвизался праведникъ въ дѣланіи добра, онъ почитаетъ себя, по слову Господню, рабомъ неключимымъ и, падая ницъ предъ св. чашею Жизни, искреннѣйше сознаетъ и называетъ себя первымъ изъ грѣшниковъ.

г) Православіе не только правая вѣра и жизнь, но и правильное, подобающее величію Бога, служеніе Ему. Иная обстановка