«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

в) Не то мы говоримъ, будто бы священнослужители всегда и въ наше время не заслуживаютъ укоровъ, будто они всегда и во всемъ правы, — будто всѣ они святы,—Боже сохрани насъ отъ такого самохвальства и превозношенія Фарисейскаго! Есть, къ сожалѣнію, иного и темныхъ пятенъ и въ священнослужителяхъ церковныхъ-, эти пятна, какъ извѣстно, на бѣломъ еще болѣе видны, чѣмъ на темномъ и сѣромъ, ска-

Мѣсяц ъ октябрь. 405

-жемъ даже болѣе: что простительно мірянину, то не можетъ быть прощено лицу духовному. Но все таки и то нужно сказать, что въ священнослужителяхъ церкви мы должны уважать ихъ высокое священное званіе, ихъ честь и благодатные дары, данные имъ отъ Бога, ихъ права и высокія обязанности, а можетъ быть и кой-какія заслуги предъ Богомъ и предъ людьми... Да и не намъ судить нашихъ отцовъ духовныхъ-, есть надъ ними судьи и начальники—старшіе*, а главное, есть надъ ними верховный Судія-Пастыреначальникъ Господь, Который съ неба надзираетъ за ними и знаетъ — какъ и чѣмъ наказать Своихъ недостойныхъ служителей. Мнѣ отмщеніе (Я имъ мститель)*, Азъ воздамъ (Я имъ отомщу), глаголетъ Господь и о недостойныхъ пастыряхъ.

III. Братіе мой возлюбленные! Бодрствуйте надъ собой, дабы не попасть въ сѣти духа злобы, ненавидящаго служителей Христовыхъ по тому уже одному, что они служители Божій. Не присоединяйтесь къ тѣмъ, кто готовъ слушать и распространять всякій дурной слухъ о пастыряхъ церкви. Помните, за всякое слово, тѣмъ болѣе слово лживое, клеветное,злорадостное, мы нѣкогда дадимъ строгій отвѣтъ въ день суда, великаго и страшнаго. Уважайте своихъ пастырей, какъ слугъ Христовыхъ, и помните, что этимъ вы оказываете любовь Самому Іисусу Христу. (Состав. свящ. Гр. Дьяченко съ дополн. по „Пропов. приложен. къ руков. для сел. паст.“ за 1885 г. октябрь).

Поуч. 2-ое. Прѳпод. Никола Святоша.

(Безъ смиренія или нищеты духовной пѣтъ спасенія)

I. Преподобный, нынѣ прославляемый, Никола Святоша, князь черниговскій, былъ сынъ Давида и внукъ Святослава. И помыслилъ онъ, какъ обманчиво все въ суетной этой жизни, и что все земное протекаетъ, проходитъ мимо, а будущія блага непреходящи и вѣчны, и безконечно царство небесное, приготовленное Богомъ любящимъ Его. И, оставивъ княженіе, и честь, и славу, и власть,

и все то ви во что вмѣнивъ, онъ пришелъ въ Кіево - Печерскій монастырь и сдѣлался инокомъ. Это было въ 1106 году. Три года пробылъ онъ на поварнѣ, работая на братію; своими руками кололъ дрова для приготовленія пищи, часто даже носилъ ихъ съ берега на своихъ плечахъ, и съ большимъ трудомъ братья его, Изя- славъ и Всеволодъ, удерживали его отъ такого дѣла. Однако этотъ истинный послушникъ просилъ и молилъ, чтобы ему еще хотя съ годъ поработать на поварнѣ на братію*, послѣ же этого приставили его къ монастырскимъ воротамъ, такъ какъ онъ былъ на все искусенъ. И пробылъ онъ тутъ три года, не отходя никуда, кромѣ церкви. Оттуда велѣно ему было перейти служить на трапезѣ. Наконецъ волею игумена и всей братіи принужденъ онъ былъ имѣть свою кел- лію, которую самъ и построилъ. И до нынѣ эту келлію зовутъ Святоши- ной, также и огородъ, который онъ ископалъ своими руками. Блаженный князь Святоша никогда не былъ празднымъ: всегда у него въ рукахъ было рукодѣлье., чѣмъ онъ и выработывалъ себѣ на одежду. На устахъ его постоянно была молитва Іисусова: „Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй меня грѣшнаго!10 Пищу онъ употреблялъ всегда монастырскую и то, что приносили ему братья-князья и бояре, онъ раздавалъ нищимъ и страннымъ. Такъ въ трудахъ и лишеніяхъ провелъ преподобный болѣе тридцати лѣтъ, не выходя изъ монастыря. Когда онъ скончался, то почти всѣ жители Кіева стеклись въ Печерскій монастырь, чтобы воздать преподобному послѣдній долгъ. За глубокое смиреніе св. князя Господь надѣлилъ его даромъ чудотвореній: даже оставшаяся послѣ него одежда источала исцѣленія. Такъ, когда братъ блаженнаго, князь Изясдавъ, сдѣлался тяжко боленъ, то на него надѣли власяницу преподобнаго Николы, и больной тотчасъ выздоровѣлъ. Много было и другихъ чудодѣйственныхъ знаменій отъ мощей блаженнаго, донынѣ почивающихъ въ кіевскихъ пещерахъ.

II. а) Великій, братіе мой, подвигъ избралъ себѣ блаженный князь Святоша, рѣшившійся ради Христа и ради царства не. беснаго на самовольную нищету и униже_

406 Мѣ с я ц ъ октябрь.

ніе! Его высокое положеніе сулило ему много земныхъ благъ и утѣхъ, за которыми мы такъ часто гоняемся, но онъ все это презрѣлъ, чтобы пріобрѣлъ блага высшія и неоцѣненныя. Нѣсколько разъ старались братья его и знакомые отклонить блаженнаго отъ избраннаго имъ пути — уничиженія и суровыхъ подвиговъ,—но трудно было поколебать твердость души Святоши. Лучшимъ образчикомъ убѣжденій преподобнаго Николы служитъ сохранившаяся до насъ бесѣда его съ однимъ врачомъ.

Еще во время своего княженія Святоша имѣлъ врача весьма искуснаго, именемъ Петра. Этотъ врачъ пришелъ съ нимъ въ монастырь, но, видя его вольную нищету на поварнѣ и у воротъ, разстался съ нимъ и сталъ жить въ Кіевѣ, занимаясь врачевствомъ. Онъ часто приходилъ къ блаженному

и, видя его во многомъ злостраданіи и безмѣрномъ пощеніи, увѣщавалъ его, говоря: „князь! слѣдовало бы тебѣ поберечь свое здоровье и не губить такъ плоти своей безмѣрнымъ трудомъ и воздержаніемъ: ты когда- нибудь изнеможешь такъ, что не въ силахъ будешь нести лежащее на тебѣ бремя, которое тебѣ угодно было принять на себя., Господа ради. Богъ хочетъ не поста или труда непосильнаго, а только сердца чистаго и сокрушеннаго; да ты не привыкъ къ такой нуждѣ, какую переносишь теперь-, и благочестивымъ братьямъ твоимъ, Всеволоду и Изяславу, въ великую укоризну твоя нищета; какъ отъ такой славы и чести дойти до послѣдняго убожества, до того, чтобы изнурять свое тѣло подобной пищей! Дивлюсь я твоему желудку, какъ терпитъ! Бывало, отягощался сладкой пищей, а теперь суровое зелье и сухой хлѣбъ принимаешь. Берегись, князь,—какъ бы тебѣ не умереть преждевременно... Да и какой князь дѣлалъ такъ, какъ ты? Или кто изъ бояръ поступалъ такъ или хотя желаніе имѣлъ итти по этому пути?... Если не послушаешься меня, то прежде времени смерть пріимешь10. И такъ часто говорилъ онъ ему, сидя съ нимъ въ прварнѣ или у воротъ. Бла- ясенный же отвѣчалъ ему: „братъ Петръ! много думалъ я и разсудилъ не пощадить плоти своей, чтобы снова

не поднялась во мнѣ борьба: пусть подъ гнетомъ многаго труда смирится она... Нынѣшнія временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ (Римл. 8, 18). Я благодарю Господа, что Онъ освободилъ меня отъ рабства міру... Братья же мой пусть за собою смотрятъ: каждый долженъ свое бремя нести. Все: жену, и дѣтей, и домъ, и власть, и братьевъ, и друзей, и рабовъ, и села, — оставилъ я ради Христа, чтобы чрезъ то сдѣлаться наслѣдникомъ жизни вѣчной. Я обнищалъ ради Христа, чтобы Его пріобрѣсти Да и ты когда врачуешь, не велишь ли воздерживаться въ пищѣ? А для меня умереть за Христа — пріобрѣтеніе, а сидѣть на сорной кучѣ, подобно Іову,- царствованіе. Если же князья не дѣлали такъ прежде меня, то пусть я явлюсь имъ вождемъ: можетъ-быть кто нибудь изъ нихъ поревнуетъ мнѣ и пойдетъ по слѣду моему. До прочаго же тебѣ и научившимъ тебя дѣла нѣтъ“.