«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Благодать Всесвятаго Духа да сотворитъ насъ всѣхъ христіанами такими, каковы были христіане первые—христіанами истинными! Аминъ. (Сост. по „Слов. или бесѣд. на воскр. и праздн. дниа Григорія, архіеп. казанскаго, т. I, изд. 1849 г.).

Пятнадцатый день.

Св. священномуч. Лукіанъ.

(0 таинствѣ св. причащенія и нашей обязанности пріобщаться св. Христовыхъ тайнъ).

I. Св. нынѣ прославляемый церковію священномученикъ Лукіанъ, оставшись сиротою на двѣнадцатомъ году жизни, роздалъ свое имущество бѣднымъ, а самъ сталъ учиться св. писанію подъ руководствомъ св. Макарія исповѣдника. За строгую жизнь и распространеніе христіанскаго просвѣщенія, св. Лукіанъ былъ ^освященъ въ пресвитера. Въ этомъ священномъ санѣ Лукіанъ удвоилъ труды. Онъ оказалъ особенную услугу исправленіемъ текста св. писанія, изложивъ на трехъ столбцахъ для сравненія греческій, сир- скій и еврейскій тексты. Многотрудную жизнь свою св. Лукіанъ закончилъ мученическою смертію. По приказанію

императора Максиміана, его жестоко мучили, а потомъ заковали въ цѣпи. заключили въ темницу и морили голодомъ. Св. Лукіанъ отъ изнеможенія не могъ двинуться, но тѣмъ не менѣе, желая сподобиться пріобщенія тѣла и крови Христовыхъ, лежа спиною на острыхъ камняхъ темницы, совершилъ безкровную жертву въ праздникъ Богоявленія на своей груди, для приготовленія себя и другихъ узниковъ—христіанъ къ смерти; послѣ чего и скончался.

II. Теперь нѣтъ ни гоненій, ни преслѣдованій, однако нѣкоторые по своему нерадѣнію лишаютъ себя великаго счастія хотя одинъ разъ въ годъ пріобщиться св. тайнъ Христовыхъ.

Такіе нерадивые христіане не знаютъ, вѣрнѣе же сказать, не хотятъ знать ни сущности таинства пріобщенія, ни своей прямой обязанности, пріобщаться св. Христовыхъ тайнъ.

414 Мѣ с я ц ъ октябрь.

Для вразумленія таковыхъ побесѣдуемъ какъ о томъ, такъ и другомъ.

а) Хлѣбъ и вино, освящаемые при Божественной литургіи, претворяются: хлѣбъ— въ тѣло, а вино—въ кровь Христову. Это чудо совершается силою небесной благодати. Тотъ же I. Христосъ, Который претворилъ нѣкогда на бракѣ въ Канѣ галилейской воду въ вино, Тотъ же Христосъ, всемогуществомъ Своимъ, и нынѣ таинственно претворяетъ на алтаряхъ хлѣбъ — въ святое тѣло Свое, а вино — въ пречистую кровь Свою. Тотъ Самый Младенецъ—-Богъ, Который лежалъ въ ясляхъ виѳлеемскихъ, Тотъ же Божественный Младенецъ и нынѣ возлежитъ на священныхъ жертвенникахъ, подъ видомъ хлѣба и вина. Нѣкоторые святые, а именно: Василій Великій, Григорій Богословъ и Іоаннъ Златоустъ и другіе видѣли эту великую тайну въ настоящемъ ея видѣ. Видѣли, подъ покровомъ хлѣба и вина, Предвѣчнаго Младенца, Господа I. Христа. Но не только святые,— и грѣшные, по Божію промыслу, видѣли эту тайну, безъ прикровенія. Кто читалъ отеческія церковныя книги, тотъ можетъ привесть на память многіе примѣры, подтверждающіе истину нами сказаннаго. Одинъ жидовинъ, какъ пишется въ житіи Василія Великаго, во- шедши въ храмъ при божественной литургіи, совершаемой Василіемъ Великимъ, увидѣлъ, что сей святитель держалъ въ рукахъ отроча, раздроблялъ его и потомъ раздавалъ народу пріобщающемуся. Подошелъ къ принятію святыхъ тайнъ и жидовинъ, взялъ часть отъ святыхъ тайнъ, по тогдашнему обычаю, въ руку, принесъ въ домъ, и увидѣлъ, что принесенное имъ было истинное тѣло. Это жидовина поразило, и онъ содѣлался ревностнымъ христіаниномъ. Еще., нѣкоторый магометанинъ, житель Аравіи, бывши въ церкви христіанской, увидѣлъ, что священникъ во время литургіи закололъ младенца, кровь его источилъ въ чашу, и тѣло раздробилъ на блюдѣ. Потомъ христіане предстоявшіе тѣло младенца ѣли, а кровь пили. Невѣрный сарацинъ смотрѣлъ на сіе, какъ на дѣло жестокое, и послѣ литургіи сильно поносилъ священника. Но когда священникъ со смиреніемъ и уваженіемъ къ видѣвшему объяснилъ тайну, то магометанинъ, пораженный сею вещію, сдѣлался

послѣдователемъ евангелія и мученикомъ за Христа. Есть и другіе примѣры, подобные симъ: но мы, для сокращенія времени, оставляемъ ихъ.

Послѣ сего, можетъ быть, спросите: почему же Богъ сокрываетъ отъ насъ видъ тѣла и крови въ тайнѣ святого причащенія? Отвѣчаютъ на сіе богоносные отцы церкви такъ: „естество человѣческое отвращается отъ употребленія сырого тѣла (мяса), и крови не можетъ, безъ отвращенія, пить. Посему Богъ въ тайнѣ причащенія прикрываетъ тѣло видомъ хлѣба, а кровь—видомъ вина“. Положимъ, скажете, это вѣрно-, но нельзя ли, для удостовѣренія, въ наши времена, намъ видѣть въ тайнѣ причащенія вмѣсто хлѣба—-тѣло Господнѳ, а вмѣсто вина — кровь Христову? 0, безъ сомнѣнія, можно! Но мы должны разсудить, чего мы хочемъ? мы должны вспомнить слова Христовы: блажени не видѣвшій, ивѣровавше. Такое видѣніе попущаетъ Богъ, большею частію, для невѣрующихъ, а намъ, вѣрующимъ и не сомнѣвающимся въ святости тайны причащенія, желать сего видѣнія излишне и грѣшно. По сему правила церкви повелѣваютъ, что если бы кому изъ священниковъ, литурги- сающихъ, т.-е. совершающихъ обѣдню, священный хлѣбъ представился въ видѣ тѣла и младенца, а вино въ видѣ крови, таковый священникъ не долженъ пріобщаться, но долженъ повергнуться въ смиреніи духа предъ вездѣсущимъ Богомъ, винить себя въ маловѣріи и просить Господа, да явитъ ему таинство причащенія въ обыкновенномъ видѣ, въ какомъ оно преподается истинно вѣрующимъ христіанамъ.

б) Сказавши о томъ, что церковь, между прочимъ, предлагаетъ въ доказательство дѣйствительности тѣла и крови Христовой, скажемъ объ обязанности нашей пріобщаться сей тайнѣ. Всѣ мы, христіане., читаемъ между прочимъ въ сѵмволѣ вѣры такъ: вѣрую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь. Этимъ мы обязываемся, отъ самой купели святого крещенія, исполнять всѣ правила святыхъ вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ.