«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Понимаете-ли, послѣ сего, дѣти, что значатъ для васъ ваши родители, и какъ высокъ родительскій санъ ддя вашего дѣтскаго уваженія? Они въ отношеніи къ вамъ суть живые образы и представители Самого Бога, Создателя и Отца всяческихъ и вашего, и если Самъ Богъ есть вашъ Отецъ, если санъ отеческій по этому имѣетъ важность самую божественную, ибо Самъ Богъ его носитъ; если сей санъ Богъ возложилъ на вашихъ родителей, какъ-бы подѣлился имъ съ ними для васъ: то можете-ли вы и помыслить, чтобы ваши родители отъ васъ не заслуживали всего вашего уваженія, к вы не были къ тому непреложно обязаны? Иначе для васъ ничто не уважительно. Отъ сей-то важности отеческаго сана и происходятъ тѣ величественныя выраженія гнѣва Божія, коими писаніе ограждаетъ честь и безопасность родителей со стороны дѣтей. Иже злословитъ отца, своего или матерь свою, смертію да умретъ (Исх. 21, 16). Человѣкъ иже аще зло речетъ отцу своему или матери своей, смертію да умретъ (Лев. 20, 9). Проклятъ безчестяй отца своего или матерь свою (Второз. 27, 16). Безчестяй отца и отрѣваяй матерь свою, срамоту пріиметъ и поношеніе (Притч. 19, 26). Злословящему отца, или матерь угаснетъ свѣтильникъ, зѣницы оюе очесъ его узрятъ тьму (20, 20), т. е. такому угрожаетъ самое крайнее бѣдствіе. Иже отвергаетъ отца или мать, и мнится не согрѣта- ти, сей сопричастникъ есть мужу нечестиву (28, 24), или есть человѣкъ самый нечестивый. Око ругающееся отцу и досаждающее старости ма- терни, да исторгнутъ е вранове отъ дебрія и да снѣдятъ е птенцы орли (39, 17), какъ у преступниковъ, не стоющихъ погребенія и могилы. Таковы проклятія на непочтительныхъ

Мѣ с я ц ъ октябрь. 489

дѣтей; но вотъ и благословенія на дѣтей почтительныхъ. Господь прослави отца на чадѣхъ, и судъ матери утверди на сынѣхъ. Чтый отца очистить грѣхи: и яко сокровиществуяй, прославляяй матерь свою. Чтый отца возвеселится о чадѣхъ, и въ день мольбы своея услышанъ будетъ. Прославляяй отца долго- денствовати будетъ, и послушаяй Господа упокоитъ матерь свою. Бояйся Господа почтитъ отца и яко владыкамъ послужитъ родившимъ его. Дѣломъ и словомъ чти отца твоего и матерь, да найдетъ ти благословеніе отъ нихъ. Чадо, заступи es старости отца твоего и не оскорби его въ животѣ его: аще и разумомъ оскудѣваетъ, прощеніе имѣй, и не обезчести ею всею крѣпостію твоею. Милость бо отца не забвенна будетъ и противо грѣховъ присозиждется тебѣ. Чадо, всѣмъ сердцемъ твоимъ прославляй отца твоего и матернихъ болѣзней не забуди. Помяни яко тѣма рожденъ еси, и что има воздай, якоже они тебѣ (Сирая. 3, 2—8, 12—14, 7, 29, 30)? Если вы оказываете все должное вашимъ родителямъ, уваженіе и почтеніе: то вы совершаете нѣкоторый родъ богослуженія: въ лицѣ родителей вы воздаете честь Самому Отцу небесному. Но если вы, поправъ святѣйшія правила вѣры, подавивъ нѣжнѣйшія чувствованія природы, презрѣвъ всякія понятія и сужденія здраваго смысла, непочтительны къ своимъ родителямъ*, то мало объ васъ сказать, что вы неблагодарны*, нѣтъ, ваше оскорбительное обхожденіе съ родителями дѣлаетъ васъ нечестивцами, ваши дерзкія слова противъ родителей суть родъ богохульства, ваше похищеніе у нихъ должнаго уваженія есть святотатство*, по всему этому такія дѣти изверги.

б) Во-вторыхъ, сколько высокъ санъ родительскій, столько же важна и власть родителей для дѣтей. Ибо Самъ же Богъ, сообщая отъ Себя родителямъ санъ отеческій, сообщаетъ имъ отъ Себя и власть родительскую надъ дѣтьми; и дѣти уже рождаются подвластными своимъ родителямъ. Хотя въ гражданскомъ отношеніи и полагаются родительской надъ дѣтьми власти извѣстные предѣлы, и она вообще не простирается на жизнь дѣтей и на противозаконные поступки; при всемъ томъ она есть самой высшей важности, потому что есть часть власти Самого Отца небеснаго, отъ

Коего она и удѣляется родителямъ. Самое первенство ея уже открывается не только изъ того, что мы подлежимъ ей съ первой минуты нашего бытія, но и изъ того, что она есть образецъ всякой другой власти, коей мы подчиняемся въ нашей жизни, такъ что прочія власти даже называются именемъ Отцевъ, какъ-то пастыри церковные (1 Кор. 4,14), начальства гражданскія (4 Цар. 5, 1.3), учители и руководители (4 Цар. 13, 14), самые старцы, коихъ апостолъ заповѣдуетъ чтить, какъ Отцевъ (1 Тим. 5, 1). Посему-то въ десятословіи, какъ сокращенномъ образцѣ закона Божія, представляется заповѣдь преимущественно о почитаніи родителей: чти отца твоею и матерь твою (Исх. 20,12. Втор. 5,16);— почтеніе же ко всѣмъ прочимъ властямъ хотя также требуется закономъ Божіимъ, но не выражается отдѣльно, а разумѣется подъ заповѣдью о почтеніи къ родителямъ.

Столь высокая важность родительской власти въ отношеніи къ дѣтямъ имѣетъ въ священномъ писаніи самыя сильныя выраженія: чада, послушайте своихъ родителей о Господѣ: сіе бо есть праведно (Еф. 6. 1). Чада, послушайте родителей своихъ во всемъ: сіе бо угодно есть Господеви (Кол. 3, 20). Ьлы- ши, сыне, наказаніе отца твоего и не отрини совѣтовъ матери твоея: вѣнецъ бо благодатей пргимеши на твоемъ евреѣ, и гривну злату о твоей выи (Притч. 18, 9). Да жива будетъ душа твоя, и благодать будетъ на твоей выи', будетъ исцѣленіе плотемъ твоимъ и уврачева- ніе костемъ твоимъ: да ходити надѣяся въ мирѣ во всѣхъ путехъ твоихъ, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши безбоязненъ будеши, ащеже поспишь сладостію поспиши. И не убо- ишися страха нашедшаго, ниже устремленія нечестивыхъ находящаго. Господь бо будетъ на всѣхъ путехъ твоихъ, и утвердитъ ногу твою, да не поползне- шися (3, 22 26). Слушай, сыне, отца родившаго тя, и не презирай, егда со- старѣется мати твоя. Да веселится отецъ и мати о тебѣ, и да радуется рождшая тя (23, 32, 25). Послѣ такихъ изображеній можно-ли что представить прекраснѣе, благочестивѣе и благословеннѣе дѣтей почтительныхъ и покорныхъ?

Но еще яснѣе и поразительнѣе выра-

440 Мѣ с я ц ъ октябрь.

мается важность власти родительской съ противной стороны, когда т.-е. изображается судъ на дѣтей непокорныхъ и строптивыхъ.

Сынъ благоразумный послушливъ отцу, говоритъ писаніе: сынъ же непокорлѣвый въ погибель (Притч. 13, 2), и вотъ самый судъ закона противъ такого сына: аще кому будетъ сынъ непокоривъ и грубитель, не послушаяй гласа отца своего и гласа матере своея, и накажутъ его и не послушаетъ ихъ: да воз- мутъ его отецъ его и мати его, и да изведутъ его предъ старѣйшины града своего и предъ врата мѣста своего, и да рекутъ къ мужемъ града своего: сынъ нашъ сей непокоривъ есть и грубитель, и не слушаетъ рѣчи нашея, сластолюбствуя пьянствуетъ, и да побьютъ его мужи града того каменіемъ, и да умретъ: и измите злое отъ себе самихъ, да и прочій слышавше убоятся (Второз. 21, 18—21). Не страшно ли такое прещеніе закона, не велика-ли вина, на которую оно устремляется, и не важно-ли то, противъ чего сія вина совершается'3

Итакъ, несчастный сынъ или несчастная дочь, вы, которые вмѣсто того, чтобы своею покорностію радовать своихъ родителей, услаждать ихъ жизнь, дѣлать пріятною самую ихъ старость, огорчаете ихъ душу, омрачаете ихъ дни, влечете ихъ старость въ могилу вашимъ непокорствомъ, преслушаніемъ, безумными и дерзкими противорѣчіями всякой ихъ волѣ, всякому ихъ слову, совѣту, приказанію и за тѣмъ— это уже необходимо—безнравственнымъ поведеніемъ, вы были бы публично побиты каменіемъ, если бы жили подъ закономъ Моисеевымъ. Хотя жепо нынѣшнему устройству гражданскому вы и не подвергаетесь буквально такому наказанію: но не остается-ли тѣмъ не менѣе ваша вина виною, а вы сами— преступниками противъ самой первой для васъ на землѣ власти съ неба на землю нисходящей? Если здѣсь вы избѣгаете заслуженнаго наказанія: то не избѣгнете его въ жизни будущей, гдѣ Самъ Отецъ небесный, въ лицѣ вашихъ родителей, вашею непокорностію оскорбленныхъ, будетъ мстителемъ вамъ за Сбои собственныя права,' вами въ родителяхъ поруганныя. Убойтесь же суда и отмщенія Господня; троньтесь благословеніями дѣтямъ покорнымъ; послушайте родителей вашихъ во всемъ

о Господѣ: сіе бо есть праведно и угодно Тосподеви.

в) Въ третьихъ, чтобы еще съ большею силою внушить дѣтямъ и высокость сана отеческаго и важность власти родительской, и тѣмъ лучше расположить ихъ къ почтенію своихъ родителей, обращаю ваше вниманіе на истину вамъ извѣстную, что Богъ предоставилъ всю важность благословенію и проклятію родителей въ отношеніи къ своимъ дѣтямъ, такъ что одно слово отца или матери, благословляющее или проклинающее дѣтей, дѣлаетъ сихъ послѣднихъ, иногда со всѣмъ ихъ потомствомъ, самымъ отдаленнымъ, или вѣчно счастливыми, или вѣчно несчастными. Эту важность родительскаго благословенія и проклятія св. писаніе выражаетъ въ слѣдующихъ словахъ: благословеніе отчее утверждаете домы чадъ; клятва оюе матерыя искореняете до основанія (Сир. 3, 9).

Откуда столь страшная сила въ словахъ подобныхъ намъ человѣковъ, хотя нашихъ родителей? Конечно, не отъ самыхъ родителей, какъ человѣковъ. Имѣетъ, правда, вѣкую,, иногда очень великую силу и слово человѣческое, особенно когда произносится и пріем- лется всею силою души: но такое слово, обыкновенно, свое дѣйствіе оказываетъ только на слушающаго, и не имѣетъ силы располагать обстоятельствами, судьбою и участью родовъ послѣдующихъ, или благословенія потомства, какую силу мезкду тѣмъ имѣли благословенія и клятвы родительскія. Обратимся къ св. писанію, которое свои догматы объясняетъ примѣрами самыми точными. Патріархъ Ной, послѣ всемірнаго потопа, новый родоначальникъ человѣчества, имѣлъ неосторожность испытать силу вина до забвенія и обнаженія себя. Хаму, меньшему изъ трехъ сыновей его, первому случилось увидѣть отца въ такомъ неблагопристойномъ положеніи, и онъ тотчасъ пошелъ, сказалъ о томъ старшимъ своимъ братьямъ Симу и ІаФету. Братья, будучи скромнѣе и благоразумнѣе, главное же, почтительнѣе къ отцу, поспѣшили притти къ нему съ одеждою, и отвернувшись, чтобы не видѣть обнаженія, прикрыли его. Проснувшись, Ной узналъ, какъ поступилъ Хамъ, и что сдѣлали прочіе сыновья, изрекъ на перваго съ его потомствомъ проклятіе, а на послѣднихъ благословеніе. И рече: проклятъ Ха-