«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

446 Мѣсяцъ октябрь.

тивъ враговъ своихъ, и только смертію кончится".

„Демоны имѣютъ свое оружіе, и христіане имѣютъ свое оружіе. Демоны борютъ насъ оружіемъ страстей и удовъ нашихъ; и столько у нихъ оружія, сколько въ плоти нашей страстей. А христіанское оружіе есть слово Божіе и молитва. Христіанинъ безъ молитвы и слова Вожія, какъ воинъ безъ меча и ружья. Воины на брани всегда при себѣ имѣютъ мечъ и оружіе: такъ и христіане всегда должны быть вооружены духовнымъ мечемъ глагола Вожія и оружіемъ молитвы. Ибо непрестанная у нихъ брань противу враговъ своихъ. Почему повелѣвается имъ: непрестанно молитесяu (1 Сол. 5, 17).

„Воины на брани бодрствуютъ и весьма осторожно поступаютъ ради окружающихъ враговъ: такъ и христіанамъ на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружаютъ враги ихъ. Посему и сказано: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити: емуже противитеся тверди вѣрою (1 Петр.

5, 8-9)“.

„На брани имѣются начальники и полководцы, которые воиновъ научаютъ, наставляютъ и поощряютъ къ доброму подвигу противу врага: такъ и на брани христіанской есть начальники— пастыри и учители, которые христіанъ вооружаютъ словомъ Божіимъ противъ врага діавола, научаютъ и наставляютъ, какъ противъ его стоять и подвизаться; и никто такъ врагу сему не досаждаетъ, какъ пастыри и учители добрые. Посему злобный духъ ни на дого не гнѣвается и не свирѣпѣетъ такъ много, какъ на пастырей и учителей. Берегись же, христіанинъ, хотя и всякаго человѣка, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не съ діаволомъ едино будешь мудрствовать. Смотри, христіанинъ, злобу, вражду и лютость противъ тебя врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тлѣнное, но вѣчное и нетлѣнное сокровище, спасеніе твое усиливается у тебя отнять врагъ твой. Береги же сіе не только паче имѣнія, но и паче живота твоего".

„А какъ слово Божіе и молитва служатъ оружіемъ, внимай. Діаволъ поощряетъ

тебя ко грѣху, но ты въ сердцѣ твоемъ отвѣтствуй ему: не хочу, ибо сіе Богу противно, Богъ то запретилъ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ скверную и блудную мысль; ты отвѣщай ему: Богъ мой запретилъ сіе мнѣ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ гнѣвъ и злобу ко отмщенію; ты пресѣкай сію мысль, глаголя въ сердцѣ твоемъ: Богъ того не повелѣлъ. Указуетъ тебѣ діаволъ на чужую вещь, и подстрекаетъ сердце твое къ похищенію ея, а ты говори въ сердцѣ твоемъ: Богъ то запретилъ: не укради, не пожелай. Такъ и въ прочихъ мысляхъ, противныхъ закону Божію, возстающихъ въ сердцѣ твоемъ, поступай. Въ семъ примѣръ подалъ намъ Христосъ Спаситель нашъ, Который на всякое діавольское искушеніе отвѣтствовалъ искусителю: писано есть, писано есть (Матѳ. 4, 4. 7. 10). Приводитъ тебя сатана къ отчаянію, говоритъ тебѣ въ сердцѣ твоемъ: нѣтъ тебѣ спасенія, ты много согрѣшилъ. Ты отвѣщай ему: ты осужденный, а не судія; тебѣ нѣтъ спасенія, но уготованъ вѣчный огонь. Моя надежда и спасеніе Христосъ Богъ, Который пришелъ въ міръ грѣшники спасти.

Но вездѣ нужно и другое оружіе, то есть, молитва, безъ которой все наше тщаніе и сопротивленіе врагу безсильно. Во всякомъ искушеніи должно возводить очи свои ко Христу и молиться Ему: „Господа, помози, мнѣ!“

Приведемъ здѣсь, братія, слѣдующій разсказъ изъ одной духовной книги, повѣствующей о подвигахъ св. Отцевъ. Нѣкто изъ Отцевъ, обитающихъ въ пустыни, однажды всталъ на молитву въ самую полночь, и вдругъ слышитъ звукъ воинской трубы, созывающей на битву. И подумалъ онъ: откуда въ такой безлюдной пустынѣ быть войскамъ и войнѣ? Тогда явился ему бѣсъ и сказалъ: „да, конечно — война, потому что ты стоишь на молитвѣ; ложись себѣ и