«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

тебя ко грѣху, но ты въ сердцѣ твоемъ отвѣтствуй ему: не хочу, ибо сіе Богу противно, Богъ то запретилъ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ скверную и блудную мысль; ты отвѣщай ему: Богъ мой запретилъ сіе мнѣ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ гнѣвъ и злобу ко отмщенію; ты пресѣкай сію мысль, глаголя въ сердцѣ твоемъ: Богъ того не повелѣлъ. Указуетъ тебѣ діаволъ на чужую вещь, и подстрекаетъ сердце твое къ похищенію ея, а ты говори въ сердцѣ твоемъ: Богъ то запретилъ: не укради, не пожелай. Такъ и въ прочихъ мысляхъ, противныхъ закону Божію, возстающихъ въ сердцѣ твоемъ, поступай. Въ семъ примѣръ подалъ намъ Христосъ Спаситель нашъ, Который на всякое діавольское искушеніе отвѣтствовалъ искусителю: писано есть, писано есть (Матѳ. 4, 4. 7. 10). Приводитъ тебя сатана къ отчаянію, говоритъ тебѣ въ сердцѣ твоемъ: нѣтъ тебѣ спасенія, ты много согрѣшилъ. Ты отвѣщай ему: ты осужденный, а не судія; тебѣ нѣтъ спасенія, но уготованъ вѣчный огонь. Моя надежда и спасеніе Христосъ Богъ, Который пришелъ въ міръ грѣшники спасти.

Но вездѣ нужно и другое оружіе, то есть, молитва, безъ которой все наше тщаніе и сопротивленіе врагу безсильно. Во всякомъ искушеніи должно возводить очи свои ко Христу и молиться Ему: „Господа, помози, мнѣ!“

Приведемъ здѣсь, братія, слѣдующій разсказъ изъ одной духовной книги, повѣствующей о подвигахъ св. Отцевъ. Нѣкто изъ Отцевъ, обитающихъ въ пустыни, однажды всталъ на молитву въ самую полночь, и вдругъ слышитъ звукъ воинской трубы, созывающей на битву. И подумалъ онъ: откуда въ такой безлюдной пустынѣ быть войскамъ и войнѣ? Тогда явился ему бѣсъ и сказалъ: „да, конечно — война, потому что ты стоишь на молитвѣ; ложись себѣ и