«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Да, братіе, — благочестивые предки; наши въ годину бѣдствій общественныхъ и частныхъ всегда обращались съ теплою, усердною молитвою къ Божіей Матери и по сей мѣрѣ получали; отъ Нея заступленіе и спасеніе. По примѣру предковъ да поступаемъ имы.

а) 0 чемъ же мы должны молиться Богоматери и какія у насъ могутъ быть нужды? О, много, много у каждаго изъ насъ нуждъ, бѣдствій и скорбей, а еще болѣе грѣховъ: немощствуетъ тѣло, немощствуетъ же и душа наша отъ множества прегрѣшеній: объ йз- бавленіи отъ нихъ и надлежитъ съ сокрушенныхъ сердцемъ и со слезами молиться всѣмъ намъ.

б) Но кромѣ нуждъ и грѣховъ частныхъ, есть у насъ нужды и недуги общіе, современные. Первый и самый тяжкій недугъ въ современномъ обществѣ—это есть оскудѣніе вѣры и упадокъ нравственности. Предки наши сильны были вѣрою и находили въ ней спасеніе, отраду и утѣшеніе въ годины испытаній. Слово Божіе было главнымъ и любимымъ предметомъ ихъ занятій, а пребываніе въ церкви за богослуженіемъ—самою священною и непремѣнною обязанностію. Въ нынѣшнее же время многіе совершенно холодно и неохотно слушаютъ то, что содержится въ словѣ Божіемъ, или во- все не слушаютъ сего небеснаго уженія, не вѣрятъ многому въ немъ и готовы сомнѣваться въ самыхъ явныхъ чудесахъ и таинствахъ. Отъ такого невѣрія—и пороки самые тяжкіе считаются маловажными; свіященныя же преданія нарушаются безбоязненно, такъ что постъ, свято хранимый на-

Мѣсяцъ октябрь. 449

шими предками, остается нынѣ у многихъ извѣстенъ только по имени, безъ исполненія. При такомъ оскудѣніи и упадкѣ вѣры и нравственности надле- житъ крѣпко молиться: ;; Заступите усердная, приложи намъ вѣру, увра- чуй наши недуги общественные и спаси насъ!сс

в) Такая же необходимость въ общихъ усердныхъ молитвахъ открывается изъ наблюденія и надъ тѣмъ, что нынѣ происходитъ въ природѣ видимой. За уклоненіе наше отъ путей правды, правосудный Богъ уклоняетъ и порядокъ въ теченіи природы, — затворяетъ небо отъ своевременнаго тепла и свѣта, или отъ своевременнаго холода и снѣга, и на- казуетъ насъ долговременнымъ безвед- ріемъ и другими подобными бѣдствіями. И небо, и земля внушаютъ намъ, что мы нарушеніемъ порядка нравственнаго измѣнили порядокъ и во внѣшней природѣ. Земля, отягченная грѣхами нашими, перестаетъ въ довольствѣ произращать хлѣбъ и другія произведенія на службу людямъ- отсюда происходитъ оскудѣніе насущныхъ жизненныхъ потребностей, а затѣмъ — голодъ съ его губительными бѣдствіями. Отъ такого голода и гу- бительства, Заступницу усердная, сохрани и помилуй насъ!

г) Къ этому молитвенному воззванію должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошеніе къ Божіей Матери объ избавленіи насъ отъ находящихъ разныхъ эпидемическихъ болѣзней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти. Мы нерѣдко видимъ вокругъ себя страшныя болѣзни, поражающія старыхъ и юныхъ, крѣпкихъ и немощныхъ, воздержныхъ и особенно невоздержныхъ. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанію, особенно преданности Божественному Провидѣнію и молитвѣ. А повторяющаяся надъ ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляетъ насъ и внушаетъ горячо молиться съ умиленіемъ сердца и со слезами: Заступницу усердная, спаси и сохрани насъ отъ болѣзней, смертоносныя язвы и напрасныя смерти! И Она, Премилосердая, какъ Матерь Вожія и Матерь всего рода христіанскаго, всегда можетъ умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, объ избавленіи и спасеніи нашемъ: много бо можетъ моленіе Матернее

Кругъ Поучен. т. П.

ко благосердію Владыки! И поистинѣ, кому мы должны приписать безпредѣльное снисхожденіе къ намъ грѣшныхъ Всемилостиваго? Кому, какъ не Ея непрестанному о насъ ходатайству и заступленію? По Ея только предстательству, праведный Судія небесный за многое множество прегрѣшеній нашихъ не предаетъ насъ крайней совершенной погибели. И что было бы съ нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступленія? Тогда давно бы погибли мы подъ тяжестію грѣховъ нашихъ, бѣдъ и скорбей.

III. Имѣя столь великую и усердную Заступницу, прилежно къ Ней прите- цемъ, грѣшніи и смиренны. Она, Царица небесная, готова выну ходатайствовать о насъ, только бы мы прибѣгали къ Ея предстательству съ теплою и усердною молитвою, съ твердою вѣрою и упованіемъ. И тогда Она Сама не отступитъ и отъ насъ Своимъ бла- госердіемъ, а будетъ сохранять и спасать насъ отъ всякаго зла, внимая молитвамъ нашимъ.(Извлеч. изъ„Словъ и рѣчейи Палладія, еписк. рязанскаго и зарайскаго, нынѣ митр. с.-петербургскаго, стр. 134—139).

Поуч. 2-ое. Празднованіе въ честь Казанскія иконы Пресвятыя Богородицы.

(Крѣпость русскаго царства зависитъ отъ беззавѣтной преданности . народа своему царю).

I. Въ исторіи отечества нашего были такія мрачныя времена, когда общественныя бѣдствія подобно грозной тучѣ надвигались на него, готовыя разрѣшиться сокрушительными ударами, и когда внезапно возсіявала милость Божія, спасавшая Россію отъ неминуемой погибели. Таково и воспомина- емое нынѣ церковію событіе избавленія отечества нашего отъ иноземнаго порабощенія заступленіемъ Пресвятой Богородицы. Вотъ уже прошло двасъ половиною столѣтія съ тѣхъ поръ, какъ оно совершилось; но церковь никогда не престанетъ съ благодарнымъ чувствомъ воспоминать объ этомъ событіи...

II. Страшное, бр., было то время для царства русскаго. На престолѣ русскомъ пресѣкся рядъ царей Влади- мірова рода! Престолъ оставался не-