«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

29

450 Мѣсяцъ октябрь.

занятымъ... Правда, пробовали было всходить на престолъ русскій нѣкоторые изъ соотечественниковъ нашихъ, но это продолжалось недолго. Явились самозванцы, которые выдавали себя за потомковъ послѣдняго царя рус скаго и потрясли престолъ русскій до послѣднихъ основаній. Внутри государства отъ безначалія господствовали устроенія., распри и междоусобія. Врагамъ отечества нашего только этого и хотѣлось. Съ одной стороны шведы, а съ другой поляки вторглись въ царство русское, опустошая города и села; послѣдніе даже вошли въ Москву, тогдашнюю столицу русскаго царства, и старались возвести на престолъ русскій польскаго королевича Владислава.

Уже полъ-Россіи было за ними, уже въ нѣкоторыхъ храмахъ возглашали имя Владислава,какъ царя русскаго... Но иноземной ли, насильствевенно поставленной, главѣ быть въ мирѣ съ русскимъ сердцемъ ?Разновѣрцу ли возсѣсть на престолѣ русскомъ? Нѣтъ; явились истинные сыны церкви православной и отечества, которые и возстали на защиту порабощеннаго отечества. Такъ изъ обители препод. Сергія раздался голосъ инока Авраамія Гіалицына по всей землѣ русской, призывавшій русскихъ людей къ избавленію отечества отъ иноземнаго порабощенія. На зовъ его откликнулся истинный сынъ отечества, нижегородскій гражданинъ Косма Мининъ, который, собравъ народъ, сказалъ ему: „станемъ за св. Русь, за домъ Пресвятой Богородицы, за чудотворцевъ Петра, Алексѣя и Филиппа; заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!“ Эти слова, какъ раскаты грома, пробудили умы и сердца малодушныхъ. Собралась цѣлая рать, рать священная, которой подобной не было ни прежде, ни послѣ, и отправилась спасать отечество подъ начальствомъ князя Пожарскаго. Рать эта должна была избавить отечество отъ иноземнаго порабощенія; но между тѣмъ у этой рати не было ни средствъ къ своему существованію, ни оружія, а что всего важнѣе, недоставало единодушія въ воинахъ и вождяхъ. Вотъ истощены уже послѣднія средства къ содержанію, которыя доставляла обитель преп. Сергія, вотъ значительная часть рати, волнуемая кознями славо-

любцевъ, уже оставила станъ отечественный и готова стать за враговъ!.. Духъ мужества, воспламенявшій воиновъ православныхъ, упадаетъ... Са- мое время начинаетъ помогать врагамъ: наступаютъ осеннія непогоды столь неблагопріятныя для осаждающихъ. Еще одинъ неудачный приступъ, одинъ междоусобный споръ, и первая вьюга разсѣетъ остатки рати священной. Прости тогда свобода отечества! Ради нея все было принесено въ жертву, но видно, не угодно было Господу Богу принять этой жертвы... Такъ думалъ не одинъ добрый сынъ отечества.

Что же спасло землю русскую отъ погибели? Не обинуясь скажемъ, что ее спасла вѣра православныхъ и молитвы св. угодниковъ.

Какъ же это случилось? Когда человѣческими силами нельзя было прогнать враговъ отечества, то всѣ истинные сыны церкви и отечества, по внушенію вѣры, возложили на себя трехдневный постъ и молитву къ Богоматери предъ чудотворнымъ Ея образомъ, принесеннымъ изъ г. Казани и находившемся въ Казанскомъ ополченіи, и св. угодникамъ россійскимъ, да хода тайствуютъ они предъ Богомъ о дарованіи воинамъ русскимъ побѣды надъ врагами. И что же? Молитва ихъ была услышана. Въ слѣдующую ночь преп. Сергій явился митрополиту Арсенію, томившемуся въ тяжкомъ плѣну въ темницѣ у поляковъ, и сказалъ ему: „ваша и наша молитва услышана! По ходатайству Пречистой Матери Божіей и св. чудотворцевъ московскихъ, Господь преложилъ гнѣвъ Свой на милость. Завгра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена^. Какъ бы въ подтвержденіе пророчества этого возвращено было св. старцу здравіе и крѣпость силъ. Эта радостная вѣсть скоро разнеслась по всему войску русскому, которое мужественнымъ нападеніемъ на враговъ принудило ихъ сдаться и удалиться изъ Москвы. Этимъ церковь и отечество спаслись отъ иноземнаго порабощенія. Благоговѣя предъ небесною Помощницею, благодарное русское воинство въ слѣдующій воскресный день совершило молебное пѣніе ко Пресвятой Богородицѣ, спасшей царство русское, и вошло въ освобожденную столицу. Чтобы память спа-

Мѣсяцъ октябрь. 451

«отельнаго заступленія Пресвятыя Богородицы надъ отечествомъ не ослабѣла отъ времени, положено единодушно совершать ежегодно тержествен- ное воспоминаніе его въ настоящій день.

Возблагодаримъ же, бр., Господа и Пречистую Его Матерь за столь великія благодѣянія, явленныя къ утвержденію и возвеличенію отечества нашего, приведеннаго къ своей славѣ путемъ тяжкаго испытанія единственно десницею Божіей.

Но, благодаря Господа Бога, спросимъ себя братіе: что довело тогдашнихъ нашихъ соотечественниковъ до такого несчастія? Безначаліе, лишеніе законнаго царя и затѣмъ междоусобія и крамолы. Какой же, послѣ сего, поучительный урокъ представляетъ для насъ это событіе? Тотъ, что крѣпость русскаго царства зависитъ отъ беззавѣтной преданности русскому Царю всѣхъ его подданныхъ, которые единодушно должны признавать въ немъ истиннаго Богомъ даннаго Отца отечества и съ любовію повиноваться его волѣ и издаваемымъ Имъ ко благу всѣхъ загонамъ. Нынѣ между нами на почвѣ царства русскаго находятся изверги человѣчества, правда ничтожные числомъ., ио полные безумія и сатанинской гордости, которые, подъ видомъ попеченія о благѣ и счастіи царства русскаго, проповѣдуютъ безначаліе, какое-то равенство, возстаютъ противъ правительства и всякаго порядка, отвергаютъ всякую собственность, пріобрѣтаемую усиленнымъ трудомъ и заботами, извергаютъ хулы на Божію церковь и ея служителей, не признаютъ существованія жизни духовной, готовы даже поднять руки на самого Помазанника Божія, что сдѣлали уже съ въ Возѣ почившимъ Царемъ - Освободителемъ, Императоромъ Александромъ -Николаевичемъ. (См. проп. прилож. къ Руков. для с. паст. за 1886 г. окт.).

III. Страшныя бѣдствія предковъ нашихъ, доведенныхъ до края погибели подобными людьми, да научатъ насъ, бр., быть благоразумными, да побудятъ они насъ удаляться этихъ волковъ , прикрывающихъ свою злобу овечьею кожею, и да вразумятъ они насъ съ любовью христіанскою тѣснѣе и тѣснѣе сближаться во едино для защиты церкви и отечества. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-—ко по указ. истопи.).

Поуч. 3-ье. Празднованіе въ честь Казанской чудотворной иконы Божіей Матери,

(Ло какому событію учрежденъ праздникъ?)