«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

I. Нынѣшнее празднество въ честь чудотворной Казанской иконы Богоматери установлено въ память избавленія русскаго государства въ 1612 году заступленіемъ Царицы небесной отъ власти и владычества поляковъ. Пользуясь тѣмъ, что тогда царскій родъ нашъ совсѣмъ было пресѣкся и явилось совершенное безначаліе со всѣми ужасными его послѣдствіями, поляки задумали тогда завладѣть, и едва не завладѣли русскимъ царствомъ. Москва и съ нею едва не до полцар- ства были уже въ ихъ рукахъ. Къ счастію русскаго народа, города Нижній, Казань и другіе были еще свободны отъ всѣхъ невзгодъ и неустройствъ тогдашнихъ, и руководимые незабвенными въ исторіи лицами, Мининымъ и ІІожарскимъ, не замедлили явиться на помощь погибавшему отечеству. Въ это время казанцы, собравъ ополченіе и отправляясь въ походъ противъ поляковъ, подняли съ собою и чудотворную свою (Казанскую) икону Богоматери, не задолго предъ тѣмъ об рѣтенную и прославившуюся. Когда ополченцы съ низовыхъ городовъ приблизились къ Москвѣ, здѣсь, по распоряженію духовной власти, назначенъ былъ всему войску и народу трехдневный постъ съ молебствіемъ предъ чудотворнымъ Казанскимъ образомъ Пресвятой Богородицы о помилованіи погибающаго отечества. Милосердьѣ Господь услышалъ молитву ихъ. Преподобный Сергій извѣстилъ въ сонномъ видѣніи архіепископа Арсенія, бывшаго въ плѣну у поляковъ въ занятомъ ими московскомъ Кремлѣ, что Господь по молитвамъ Божіей Матери и святителей московскихъ Петра, Алексія и Іоны, въ слѣдующій день низложитъ враговъ и первопрестольный градъ россійскій возвратитъ въ руки соотечественниковъ* Ободренные симъ извѣстіемъ, воины наши въ 22-й день октября, съ упомянутой иконой Богоматери впереди, безъ особеннаго труда взяли Кремль московскій и полонили всѣхъ враговъ своихъ, въ немъ бывшихъ. Вскорѣ и все отечество наше

452 Мѣсяцъ октябрь.

очищено было отъ нашествія поляковъ. Въ память сего и установлено съ того времени празднованіе въ честь Казанской иконы Богоматери въ нынѣшній день.

II. Кстати обратите ваше вниманіе, братіе, на то, какъ шилось въ старые годы предкамъ нашимъ. То татары нѣсколько столѣтій не давали имъ покоя-, то поляки, шведы и наконецъ Французы. И не погибла Русь, напротивъ еще окрѣпла и какъ бы закалилась въ бою со врагами.

Умѣли дѣды наши и биться со врагомъ, умѣли находить себѣ и союзниковъ. Союзники тѣ — Царица небесная, Сергій преподобный и другіе угодники Божій.

Умѣли они и собой жертвовать для блага и спасенія отечества. Хоть бы упомянутый выше нижегородецъ Мининъ, простой торговецъ, съ какими словами обратился къ согражданамъ своимъ въ тяжкую для отечества годину? „Если захотимъ помочь московскому государству, говорилъ онъ, такъ не жалѣть намъ имѣнія своего, не жалѣть ничего: дворы продавать, дѣтей закла- дывать!11 II дѣйствительно, многіе отдавали послѣднее для „великаго земскаго дѣла11. Такъ пришла одна вдова къ Минину и говоритъ: „осталась . я послѣ мужа бездѣтна и есть у меня 12,000 рублей: 10,000 рублей отдаю я въ сборъ, а 2,000 рублей оставляю себѣ11. Не даромъ тогда такъ часты бывали и чудотворенія. Стоили ихъ дѣды наши. Благодушно и мужественно переносили они тяготы жизни.

А мы во время тишины и благоденствія иногда бываемъ недовольны житьемъ своимъ. Чего хотамъ, и сами не знаемъ. Пусть нѣкоторымъ и въ правду тяжело живется, но не сами ли они тому причиною? Богу молиться — лѣнь и работать—лѣнь. А жить хотамъ не такъ, какъ жили предки наши, а въ роскоши и изобиліи. Отъ себя, братіе мой, тяжело живется намъ. А что касается до новыхъ порядковъ и распоряженій, то за нихъ намъ слѣдуетъ только благодарить Господа, да великаго Государя нашего.

III. Да поможетъ намъ Заступница рода христіанскаго молитвами Своими избавиться отъ всѣхъ бѣдъ и напастей и жить въ страхѣ Божіемъ, въ христіанскомъ довольствѣ своимъ положеніемъ, и въ мирѣ и любви съ ближними.

(Сост. по поуч. прот. Бѣлоцвѣ- това).

Поуч. 4-ое. День праздно- ванія Казанской Богоматери ней иконѣ.

(О любви, Богоматери къ роду христіанскому и въ особенности къ православной Россіи).

I. Нынѣ, въ честь Богоматери, съ сего святаго мѣста, прилично побесѣдовать, братія, о неизмѣримой любви Ея къ міру христіанскому, или частнѣе, къ православному отечеству нашему.

О, не даромъ святая православная церковь непрестанно взываетъ къ Ней: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебѣ, Влады- чице! Обращаться такъ можно только къ любви, никогда неистощимой, и къ милосердію, всегда готовому на помощь, на изліяніе дарованій, на проявленіе милости и благодѣяній.

II. Да, неизмѣримо велика Богоматери» любовь къ намъ, грѣшнымъ!