«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

III. Да поможетъ намъ Заступница рода христіанскаго молитвами Своими избавиться отъ всѣхъ бѣдъ и напастей и жить въ страхѣ Божіемъ, въ христіанскомъ довольствѣ своимъ положеніемъ, и въ мирѣ и любви съ ближними.

(Сост. по поуч. прот. Бѣлоцвѣ- това).

Поуч. 4-ое. День праздно- ванія Казанской Богоматери ней иконѣ.

(О любви, Богоматери къ роду христіанскому и въ особенности къ православной Россіи).

I. Нынѣ, въ честь Богоматери, съ сего святаго мѣста, прилично побесѣдовать, братія, о неизмѣримой любви Ея къ міру христіанскому, или частнѣе, къ православному отечеству нашему.

О, не даромъ святая православная церковь непрестанно взываетъ къ Ней: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебѣ, Влады- чице! Обращаться такъ можно только къ любви, никогда неистощимой, и къ милосердію, всегда готовому на помощь, на изліяніе дарованій, на проявленіе милости и благодѣяній.

II. Да, неизмѣримо велика Богоматери» любовь къ намъ, грѣшнымъ!

Какъ море отъ берега до берега охватываетъ своею водною стихіею все необозримое, занимаемое имъ пространство, такъ и неистощимая любовь Ей отъ края до края наполняла и наполняетъ своими благодатными попечені- ями все православное отечество наше.

а) Возведите окрестъ очи ваши, и вы увидите, что суша и вода, горы и юдолія въ православномъ отечествѣ нашемъ испол- нены памятниковъ благодатныхъ Ея попеченіи. Не грады только престольные и не тѣ грады историческіе, гдѣ созидалась судьба нашей церкви и государства, но и дебри и пустыни тщательно- блюдутъ записи о Ея благодатныхъ посѣщеніяхъ, о Ея небесной промыслительной помощи, и изъ рода въ родъ передаютъ свидѣтельство, что сердцу Ея одинаково близки: и горе народное,, и одиночный вздохъ бѣдняка, и мольба матери о страждущемъ дитяти, и вопль грѣшника, познавшаго сбои заблужденія.

б) Возведите очи ваши и на другое, одинаково извѣстное и церкви и государству, умилительное зрѣлище: отъ Аракса до моря Бѣлаго, отъ Балтійскихъ водъ до громадныхъ льдовъ Сѣвернаго океана, въ отечествѣ нашемъ,, тамъ и сямъ, на всемъ пространствѣ его, не только благолѣпно хранятся, но и

Мѣсяцъ октябрь. 453

благоговѣйно чтутся чудотворныя иконы Царицы небесной. Что означаетъ это явленіе? Конечно, это не историческіе только памятники бывшихъ уже промыслительныхъ попеченіи* Царицы небесной о общемъ или частномъ благѣ православнаго отечества нашего, или не знаменія только нѣкогда бывшихъ Ея небесныхъ вразумленій, утѣшеній и подкрѣпленій, хотя и это несомнѣнно такъ: нѣтъ, тутъ содержится много больше. Святыя чудотворныя иконы, это вмѣстѣ—и присно текущіе источники Божественной любви Ея и силы, это — видимое и какъ бы постоянно осязаемое присутствіе Ея среди насъ, какъ Матери посреди Своихъ дѣтей; ибо чудотворныя иконы Пресвятой Дѣвы не напоминаютъ только намъ о Ней, Святѣйшей, пречистымъ ликомъ Ея, но неоскудно, въ благопотребной мѣрѣ, источаютъ и доселѣ исцѣленія съ вѣрою приходящимъ къ нимъ, проявляя такимъ образомъ собою, какъ бы ору-' діемъ^ силу своего первообраза.

И нечего удивляться этому Если тѣнь св. апостоловъ Христовыхъ, въ силу сошедшаго на нихъ Духа Святаго, чу- додѣйствовала; если чудодѣйствовала и жилетъ пророка Божія Иліи, освященная Божественнымъ призваніемъ Его на пророческое служеніе и вѣрностію его сему служенію предъ лицемъ Всемогущаго; если, наконецъ, даже потъ святыхъ, вызванный ихъ трудами и молитвенными воздыханіями, подавалъ нерѣдко исцѣленія: удивляться ли тому, что чудодѣйствуетъ святый ликъ Матери Христовой,—ликъ Той, въ Которой обитала не сила только Христова—благодатная, но Самъ Христосъ, неточное начало всякой силы и благодати, Которая выше всѣхъ небесъ и чище всѣхъ свѣтлостей солнечныхъ и потому несравнима не только съ пророками, съ апостолами и всѣми святыми, но и съ первѣйшими чинами ангельскими? Удивляться ли и тому, если отечественныя лѣтописи наши представляютъ намъ неисчетное число случаевъ, бывшихъ въ нашемъ прошедшемъ, бывающихъ отъ времени до времени и въ нашемъ настоящемъ, когда, напримѣръ, у святой иконы Ея всѣмъ извѣстный слѣпой вдругъ прозрѣвалъ, всѣмъ извѣстный глухой сталъ слышать, хромой ходить, разслабленный всталъ и укрѣпился, прокаженный

очистился? Все это по отношенію къ Богоматери такъ же должно быть естественно, какъ естественно силѣ производить дѣйствіе, соотвѣтственное величинѣ ея, или истинной любви раскрываться въ многообразномъ проявленіи милосердія и помощи для нуждающихся въ нихъ, въ мѣру широты ея, или, наконецъ, державной власти разрѣшить узника отъ узъ, личнымъ ли то присутствіемъ и повелѣніемъ, или письменною, чрезъ кого-либо другого, только хартіею, въ мѣру державства ея. Запиши это, Русь православная, запиши на сердцѣ своемъ и не вѣрь отрицателямъ, кощунствующимъ надъ святыми иконами.