«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

в) Обратите ваше вниманіе и еще на зрѣлище: на наши отечественныя иноческія обители- Когда прочитаете со вниманіемъ лѣтописныя сказанія о нашихъ обителяхъ, васъ поразятъ особенно сказанія о томъ, какое близкое и какое теплое участіе принимала и принимаетъ Матерь Божія въ судьбахъ ихъ, по крайней мѣрѣ, главнѣйшихъ изъ нихъ. Всѣмъ извѣстно, что первосѣ- менемъ иноческой жизни и питомникомъ высшихъ образцовъ ея послужила унасъ св. Кіевопечерская лавра. Какъ солнце между звѣздами, такъ между всѣми обителями въ отечествѣ нашемъ красуется и сіяетъ она: сіяетъ и славою своей древности, какъ праматерь нашихъ иноческихъ обителей; сіяетъ и великимъ сонмомъ въ нетлѣніи почивающихъ въ ней святыхъ мужей, прославленныхъ за подвиги на небѣ и на землѣ; сіяетъ и йнѣшнимъ благолѣпіемъ своимъ. Но кто, спрашивается, положилъ ей начало? Кто заботился о устроеніи ея? Кто поддерживалъ и поддерживаетъ въ ней духъ подвижническій? Кто, наконецъ, велъ и ведетъ ее отъ славы къ славѣ и до- нынѣ? На эти вопросы одинъ отвѣтъ, именно, что все это сдѣлала и дѣлаетъ Царица небесная, Матерь Божія. Отъ св. апостольскаго жребія своего,—съ горы Аѳонской,—въ уроченный свыше часъ, посылаетъ Она въ Кіевъ преподобнаго инока — Антонія, чтобы во градѣ семъ, а чрезъ него и во всей землѣ русской, гдѣ жизнь христіанская, вслѣдствіе недавняго озаренія страны свѣтомъ Христовымъ, колебалась еще, явилъ онъ въ себѣ примѣръ истиннаго христіанина и образъ инока, образъ

454 Мѣсяцъ октябрь.

искателя единаго на потребу, искателя гщрствія Божія и высшихъ духовныхъ совершенствъ. Въ потребный часъ Она же строила чудодѣйственно и первый, небеси подобный, храмъ печерскій. Она, наконецъ, и доселѣ пребываетъ въ св. лаврѣ, въ лицѣ чудотворной иконы Своей, обильно подающей и доднесь съ вѣрою приходящимъ къ ней блага духовныя и точащей исцѣленія. Что же? Неужели и теперь, послѣ столькихъ свидѣтельствъ Вогоматернихъ попеченій о св. обители, спрашивать, подъ чьею рукою воспиталось въ ней и препрославлено столько великихъ подвижниковъ, имена которыхъ благоговѣйно и молитвенно призываетъ на помощь вся православная земля русская? Неужели спрашивать разъясненія и того, почему въ ней и доселѣ хранится еще иноческое благочестіе; есть пустыня и пустыннику есть схимничество и отшельничество, а временами бываетъ и затворничество? Для имѣющихъ очи видѣти ясно, какъ день, что судьбы великой обители хранились и хранятся въ крѣпкой рукѣ, пекущейся о ней, Царицы небесной. Запиши и это на сердцѣ твоемъ, Русь православная, и не вѣрь хулителямъ иноческихъ учрежденій: они подъ покровомъ Царицы небесной, какъ учредительницы въ землѣ нашей иноческаго житія. Вѣрь, несомнѣнно вѣрь, что среди ихъ пустынь, въ ихъ горахъ и вертепахъ есть и нынѣ такіе, ихъ же нѣсть достоинъ весь міръ.

г) Вспомнимъ, наконецъ, и нынѣ празднуемый нами день въ честь Пресвятой Богородицы. Торжество настоящаго дня, какъ извѣстно, есть торжество всероссійское. Оно напоминаетъ намъ о помощи Царицы небесной не частнымъ какимъ лицамъ, или учрежденіямъ, а всему нашему государству и всей нашей православной церкви. Давно было это, это правда-, но плодами этой помощи пользуется и доселѣ вся церковь и все государство. Выло это въ самое тяжкое для насъ время,—во время мея£- дуцарствія. Родъ царскій въ землѣ русской тогда пресѣкся. Вояре раздѣли- лись на партіи и внутри государства шла страшная неурядица. Враги иноземные заняли Москву и мечтали: или поработить себѣ землю русскую, или же на престолъ русскій посадить своего

царевича—иновѣрца. Не было у насъ тогда въ достаткѣ ни войска, ни денегъ. Въ довершеніе всего, и между воеводами не было согласія, а кипѣла вражда изъ-за первенства. Ни откуда не ожидалось тогда посторонней помощи!... Исчезала тогда всякая человѣческая надежда на спасеніе!... 0, воистину, это было такое время, тяжелѣе котораго едва ли и переживала земля русская. Открыто ставился тогда грозный вопросъ: быть, или не быть государству русскому самостоятельнымъ? Рядомъ съ нимъ стоялъ и другой вопросъ, не менѣе роковой: быть,, или не быть и нашей церкви православною? Кто же разрѣшилъ эти вопросы роковые ко благу церкви и государства? По общему признанію церкви и государства, разрѣшила ихъ Царица неба и земли, Пресвятая Дѣва Марія: сей день празднуемъ мы пресвятѣй, пречистѣй и преблаюсловен- нѣй Владычицѣ нашей Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи, въ оньже избавгс царствующій градъ Москву отъ Литвы чудотворныя ради иконы Своея, три- цаемыя Казанскіятакъ написано въ нашихъ лѣтописяхъ церковныхъ и государственныхъ послѣ того, какъ нижегородское ополченіе, ради дома Владычицы положившее побѣдить или умереть, двинулось къ Москвѣ и, предводимое Царицею небесною въ лицѣ Казанской чудотворной иконы Ея, по соединеніи съ остатками воинства московскаго, поразило иноземныхъ враговъ и изгнало ихъ изъ отечества. Такимъ образомъ праздникъ настоящаго дня представляетъ намъ торжественное признаніе всею церковію и государствомъ явленной Царицею небесною чудодѣйственной помощи отцамъ нашимъ въ роковое для нихъ время. Это первое.

Далѣе, праздникъ нынѣшняго дня внѣдряетъ вмѣстѣ съ симъ въ сознаніи нашемъ и ту, особенно дорогую и священную для насъ, мысль, что не только отечество наше спасло тогда политическое самостоятельное бытіе свое, избавившись, помощію Владычицы, отъ враговъ, что не только и церковь, Ея же заступленіемъ, спасла свое православіе, которому сильно угрожали унія и даже латинство, но что и избранъ былъ тогда и возсѣлъ на престолъ русскій единоплеменный н

Мѣсяцъ октябрь. 455

единовѣрный намъ Государь изъ дома Романовыхъ не безъ Ея же помощи, не безъ Ея же благоволенія къ благословенному Дому сему. Вѣдь, спасеніе отечества отъ враговъ и избраніе царя, это были тогда два неразрывныхъ событія.

III. Помни же, страна родная, помни, Русь православная, Кто—твоя Заступница, Кто-твоя помощь и надежда, и не порывай съ Нею союза твоею вѣрою, твоею жиз~ нію и упованіемъ. Помышляя, что православные христіане составляютъ достояніе Сына Ея и пользуются особымъ покровительствомъ Ея, не забывай вмѣстѣ съ симъ и того, что истинное свойство православныхъ христіанъ въ томъ собственно и состоитъ, чтобы во всемъ послѣдовать Христу, какъ единственному верховному Законодателю, и безъ конца любить Его, какъ единственнаго нашего Спасителя. Воспряни, воспряни же, Русь святая, и не будь легкомысленна. Не вдавайся въ наученія странна, противныя евангелію, какія распространяютъ современные отрицатели. Не вступай на проповѣдуемый ими и широкій путь. На этомъ пути ты не найдешь ничего, кромѣ растраты твоихъ духовныхъ силъ и скотоподобія. Держись крѣпко того пути, какимъ шли твой православные предки, какимъ вела тебя твоя исторія, какой указалъ тебѣ I. Христосъ, какой указываетъ и св. церковь. Не улыбайся легкомысленно и не рукоплещи тому, что достойно горькихъ твоихъ слезъ, какъ враждебное истинному благу государственному и семейному., и какъ недостойное человѣка, созданнаго по образу Божію для жизни вѣчной. Учись, учись, Русь православная, всему полезному; почерпай полезныя знанія и изъ стихійныхъ источниковъ, но при этомъ не забывай никогда, что полезнѣе всѣхъ наукъ, это— евангеліе, и превыше всѣхъ учителей, это—I. Христосъ, какъ единый въ собственномъ смыслѣ Учитель нашъ и какъ Свѣтъ всему міру. Это—завѣтъ тебѣ и твоей исторіи и св. церкви православной. Не соблюдешь этого завѣта? Отступишь отъ него? Отступитъ отъ тебя и твоя Заступница, Царица небесная. Въ союзѣ со врагами Сына Своего, попирающими Его ученіе, Его заповѣди и кровь завѣтную, быть Она не можетъ, какъ и Христосъ, Сынъ Ея,

не можетъ быть въ союзѣ съ веліаромя. Аминъ. (Извлеч. въ сокр. изъ „Словъ, бесѣдъ и рѣч.“ прот. В. Розаліева).

Поуч. 5-ое. Денъ праздника Казанской иконѣ Божіей Матери.

(Условія спасительности христіанской надежды).

I. За два съ половиною столѣтія предъ симъ ужасное бѣдствіе постигло наше отечество: въ немъ не стало законнаго Государя. Не имѣя главы, Россія подверглась всѣмъ ужасамъ безначалія: всякій порядокъ исчезъ въ ней, законы потеряли свою силу, страсти человѣческія, не имѣя преграды, стали разливаться самымъ возмутительнымъ потокомъ. Между тѣмъ, сосѣдніе народы, пользуясь безначаліемъ Россіи, отторгали одну за другою ея области, наконецъ овладѣли самою Москвою. Но въ то время, когда Россія находилась на краю погибели, Господь одушевилъ святою ревностію — спасти ее одного русскаго гражданина. „Отечество наше гибнетъ, взывалъ Мининъ въ Нижнемъ Новгородѣ, пришло время стать за вѣру и Россію. Ополчимся, старъ и младъ, наймемъ людей ратныхъ, продадимъ сбои домы, заложимъ женъ, дѣтей и выкупимъ отечество “. Воззваніе Ми- нина несется по другимъ городамъ и селамъ, оживляетъ омертвѣвшія сердца, и вѣрныхъ сыновъ “отечества собираетъ подъ знамена Россіи. Священна эта рать! Постъ и молитва—ея первое и главное оружіе; I. Христосъ и Его Пречистая Матерь — ея прибѣжище и сила. Облекшись въ это всеоружіе, наши воины грядутъ освободить изъ рукъ враговъ сердце Россіи'—Москву. Подступили къ твердынямъ Москвы и повели осаду. Но бѣднымъ нашимъ со- отчичамъ все не благопріятствовало. Осада шла медленно и неудачно. Раздоры вождей русскихъ препятствовали успѣху оружія. Средства къ содержанію уже истощались. Наступала осень. Но вѣрные сыны Россіи не предались унынію и не пали духомъ. Они сражались, молились и уповали на Бога. И ихъ упованіе не осталось тщетнымъ. Когда уже истощены были ими всѣ средства къ спасенію царствующаго града, въ одну ночь архіепископу Арсенію, бывшему въ стѣнахъ .Кремля,

456 Мѣояцъ октябрь.