Gospel story

Тут встречаем три группы сказаний и событий: первая определяет пребывание Господа на празднике кущей и обновления храма в Иерусалиме; вторая пребывание Его за Иорданом; третья последние дни Господа на земле.

На такое распределение указывают самые сказания.

Евангелисты Матфей и Марк, сказав, что Господь пошел из Галилеи в Иерусалим Заиорданскою страною, сказывают потом о некоторых событиях, бывших пред движением Господа в Иерусалим, как указывалось уже; после же них говорят и о движении Господа в Иерусалим на страдания. К ним, окончив сказание о девятом хождении Господа по Галилее, присоединяется и евангелист Лука, говоря согласно с ними и о событиях пред движением Господа в Иерусалим, и самом сем движении, и последовавших за тем страданиях Его и смерти.

Таким образом, очевидно, что движению Господа в Иерусалим на страдания предшествовал ряд событий. Но где и когда они происходили?

Читая евангелистов Матфея и Марка, можно подумать, что события сии совершены Господом мимоходом при переходе Его из Галилеи во Иудею Заиорданскою страною. Но, взяв во внимание и сказания евангелиста Иоанна, должны будем подумать об этом несколько иначе. Святой Иоанн говорит, что за Иордан Господь перешел из Иерусалима с праздника обновления храма, по случаю крайнего раздражения против Него Иудеев, и здесь учил и исцелял, всегда окруженный множеством народа, благоговевшего к Нему еще со времени свидетельства о Нем Иоанна Крестителя. Потом, побыв здесь известное время, направился Он к Иерусалиму, по случаю смерти Лазаря. Это движение к Иерусалиму было то же, что и движение первых трех евангелистов, именно: движение на страдания и смерть. Как у сих евангелистов с движением Господа в Иерусалим тесно связывается сказание о событиях, предшествовавших ему, то надо положить, что они совершены Господом за Иорданом, в промежуток времени от перехода Его за Иордан из Иерусалима с праздника обновления храма до движения Его к Иерусалиму по поводу смерти Лазаря, а не мимоходом при переходе Его из Галилеи в Иудею, и служат указанием на деле сказанного евангелистом Иоанном, что Господь за Иорданом учил и исцелял.

Имеем, таким образом, две группы событий: события заиорданские и события последних дней Господа на земле; ибо движение Господа в Иерусалим было началом сих дней. Что было прежде перехода Господа из Иерусалима за Иордан, составит третью группу, именно события на празднике обновления и кущей.

Остается нам приложить только ко всему сему начало. Начало сему полагает евангелист Иоанн речами братьев ко Господу. Господь отвечал им: не пойду с вами. А потом пошел один и тайно. Сюда удобно прилагаются слова евангелистов Матфея и Марка: пошел Господь во Иудею Заиорданскою страною. И прошел Он сею страною, нигде не останавливаясь, пока достиг Иерусалима, и явился в храме в преполовение праздника кущей.

Так распределяются все сказания последнего отделения евангельских сказаний.

Праздник кущей и обновления

Все события на сих праздниках так связаны в сказании святого Иоанна, что будто текли непрерывно. Был Господь в преполовение праздника в храме и учил; был в последний день праздника и тоже учил; был на другой день после сего, помиловал грешницу и тоже учил. От сего учения Иудеи до того раздражились, что хотели побить Его камнями, но Он прошел посреди них незаметно для них и удалился.

Далее говорит святой Иоанн: проходя мимо, увидел Господь слепорожденного и исцелил его. За сим последовало расследование сего чуда фарисеями и беседа Господа о пастырстве и овцах.

Настал праздник обновления, на котором Господь учительное слово Свое начал опять речью об овцах и, продолжая ее, опять раздражил Иудеев до того, что они восстали на Него. Это заставило Господа удалиться за Иордан.

Так, сказание идет непрерывно. Непрерывно ли шли и события? Этого нельзя сказать; потому что между праздниками кущей и обновления лежат два месяца. Были, конечно, в эти дни и другие события, но Святому Духу не благоугодно было внушить святому Иоанну, дополнявшему в своем Евангелии сказания других евангелистов, передать их нам, как вначале не внушил ему Он передать нам все, что было в первую Пасху в Иерусалиме и в Иудее, хотя там протекло около двух третей года.

Можем мы, кажется с достоверностию, определить только промежуток между событиями на празднике кущей и между событиями на празднике обновления. К празднику кущей сказание обязывает нас отнести, что было в преполовение праздника, что в последний его день и что нараньи его, когда Господь, угрожаемый побитием камней, удалился. К празднику обновления должно отнести исцеление слепорожденного.