Gospel gold. Conversations on the Gospel

Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения.

В глубокой молитве на освящении воды священник призывает Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением, освятить и воду купели для крещаемого.

С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса Христа в водах Иорданских.

И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности.

Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца, говорившего: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3, 17).

Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой Троицы — Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа Иисуса.

А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу, видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи Святого Духа на этом трудном пути.

Аминь. 1957 г.

На пассии двадцать шестое

От дворца Пилата, у которого происходил неправедный суд над Господом нашим Иисусом Христом, от претории, в которой воины Пилата истязали Его, шел длинный путь за город, на страшную Голгофу, где производились смертные казни.

Этот страшный скорбный путь, Via Dolorosa, как назвали его римские христиане, должен был пройти Спаситель наш, Сын Божий, неся на своих плечах свой страшный, тяжелый крест.

Но Он не мог идти… Пройдя несколько шагов, Он падал на землю, и Его надо было поднимать, снимая с Него тяжелый крест.

Почему падал Он, почему не мог нести креста? Потому что пред началом Своего страшного пути Он подвергся ужасному бичеванию страшным римским бичом, который состоял из короткой рукоятки и пучка ремней, переплетенных железной проволокой, в которую были вставлены угловатые куски костей.

Обнаженного Господа нашего воины Пилата били наотмашь этим страшным бичом, отрывая куски кожи и да-же мышц.

Это бичевание было так ужасно, что иногда преступники умирали под ним.

По закону римскому смертная казнь должна была исполняться только через десять дней после приговора о ней, но с распятием Господа Иисуса Христа не могли ждать, потому что совсем уже приблизился великий праздник Пасхи. И потому непосредственно после бичевания Господа нашего на Него возложили крест и повели по страшной Via Dolorosa.

Но, избитый до полусмерти, Он не мог идти, и то и дело падал.

Исполнители казни, вынуждены были помочь Ему: они остановили шедшего с поля им навстречу некоего Симона Киринейского и велели ему нести крест Христов.

Освобожденный от страшной ноши, Господь с трудом шел впереди Симона, и внимание Его уже на было всецело сосредоточено на тяжких муках Его. Он поднял голову и смотрел на огромную толпу народа, сопровождавшего Его на Голгофу. В ней было много женщин, горько плакавших и рыдавших, глядя в последний раз на Божественного Страдальца, Великого Чудотворца и Учителя высшей Божьей правды.

Сердцеведец Господь видел их добрые и мягкие сердца, их горькие слезы и, обратившись к ним, сказал страшные слова: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 28–31).

Ведомый на казнь, Спаситель мира говорил женщинам о той ужасающей каре, которая через 37 лет постигла Иерусалим, не признавший своего Мессию и подвергший его распятию — этой страшнейшей из всех казней. Он говорил о неописуемых ужасах и страданиях, которые испытают неверный народ израильский и все дщери Иерусалимские. Он говорил об осаде Иерусалима, начатой римским императором Веспасианом и законченной Титом. Тогда блаженными называли не рождавших и не питавших сосцами женщин, которые не варили детей своих и не ели их, как это делали рождавшие и питавшие сосцами матери при ужасном голоде в осажденном Иерусалиме.