Gospel gold. Conversations on the Gospel

В двенадцатой главе послания к Римлянам, чтение которой слышали вы на божественной литургии, святой апостол Павел говорит о том, как должна быть устроена жизнь Церкви Христовой, чтобы она была благоугодна Богу. Вот эти слова слушали вы. Я должен был бы сам читать их, но Господь лишил меня этой возможности: я должен пользоваться зрением других, поэтому читать будет отец Порфирий, а я кое-что буду прибавлять к чтению: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте дела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12, 1–2).

Вот с чего начинает свою речь св. апостол Павел. Он говорит, что мы не только сердца свои, не только души свои, но и все силы тела своего должны представить Богу в жертву благоприятную.

Как же исполнить это? Для того, чтобы исполнить, надо прежде всего всегда помнить слова того же святого апостола в другом его послании: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Святой живет в вас?» Он с удивлением говорит: неужели не знаете? Так вот, знайте и запомните, что тела ваши, тела христиан — суть храмы Духа Святого, или вернее, должны быть храмами Духа Святого.

А если так, то все тела и все члены этих тел должны служить для того, чтобы исполнить волю Божию о нас. Воля Его состоит в том, чтобы мы были святы и непорочны.

Как же нам достигнуть этого? Нам надо помнить о том, что руки наши должны творить только дела благочестия, только дела, направленные на помощь нуждающимся братьям и сестрам нашим. Мы должны хранить руки свои от всяких нечистых, мертвых дел. Руки наши никогда не должны творить тех дел, которые творят люди, не боящиеся Бога, люди грешные, руки которых всегда творят дела злые, вплоть до убийства и воровства.

Наши ноги должны идти только туда, где дом плача, не дом радости и веселия. Наши ноги должны спешить на помощь нуждающимся братьям нашим.

Наши уши и наши очи должны быть всегда направлены к тому, кто ждет милосердия и помощи.

Если так будем поступать всегда и во всем, то будем жертвою Богу, жертвою благоугодною.

Говорит апостол, чтобы мы всю жизнь нашу, все дела наши, все слова наши направляли так, как это угодно Духу Святому, чтобы не сообразовались с веком сим. Эти слова означают, что мы во всей жизни нашей не должны прислушиваться и приспосабливаться к взглядам, к желаниям и чаяниям людей века сего, людей живущих не по Богу, а по похотям века сего, ибо похоти эти сплошь и рядом бывают от лукавого.

Не велит дела лукавого творить, не велит с его волей сообразоваться, а сообразоваться с волей Божией, всегда благой и праведной.

«Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».

Эти слова тоже запомните.

Далее услышите в конце этой главы другие слова того же значения. «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе. Итак, не думайте о себе больше, чем должно думать».

А мы все склонны думать о себе высоко, высоко. У нас мало или совсем нет смирения; мы думаем и мечтаем о себе гораздо больше, чем надо.