Евхаристия

Мы приводили, говоря о литургии святого Иустина Философа, мнения разных ученых о значении его слов "пища, над которой совершено благодарение через молитву слова Его (Христа)..." Одни в этом видели установительные слова (Харнак, Маркович, Шерман, Мерк, Шикк, Шване, Раушен-Алтанер), другие — весь евхаристический канон (Катанский, Барденхэвер, Зееберг, Варэн, Герхард Раушен, Салавиль). Вунзен в этом видел Молитву Господню "Отче наш". Ваттерих — эпиклезу. Мы высказали выше свое мнение: эпиклеза не упомянута как таковая в этом повествовании, но она напрашивается всем контекстом молитв и всего рассказа, особенно если литургию Иустина привести в зависимость от литургии "Апостольского предания", как это сделал в свое время Пауль Древс. Возможность эпиклезы у Иустина в связи с известной ему молитвой "анамнезы" признает и Салавиль, хотя и оговаривается, что эта молитва вряд ли была тождественна с современной нам молитвой призывания [24].

Jugie. «Theologia dogmatica christ. orient.», t. III, cap. IV, art. V, p. 256. ^

«Lecons sur la Messe», p. 259; cf.: F. Cabrol. «Epiclese» in: DACL. T. V, col. 168. ^

L. A. Molien. «La priere de l’Eglise», p. 351. ^

A. Naegle. «Die Eucharistielehre des hl. Joh. Chrysostomus». Strassburg, 1900, S. 144. ^

F.Varaine, op. cit., p. 79. ^

Holler, op. cit., p. 78. ^

«Eucharistie», passim; Cabrol. «Epiclese», col. 172. ^

«Les fondements scripturaires de l’Epiclese» in: «Ech. D’Or.», 1909, p. 5; in: «Revue Augustinienne", N 8, p. 303. ^

Brinktrine, op. cit., p. 25. ^

«Eucharistie», p. 303. ^

«Epicl. euchar.», col. 204-205. ^

Ibid., col. 222. ^

M. P. Gr. T. 32, col. 188. ^

«O Evkaristiji», str. 197-199. ^

«Eucharistie», p. 396. ^

«Lecons sur la Messe», p. 259. ^

«La Messe», p. 530. ^

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. ^

«Der Konsecrationstext», Ss. 90-91. ^

«L’Eucharistie", p. 197; «Lecons sur la Messe», p. 260. ^

«Epiclese», col. 143. ^

«L’Epiclese eucharistique», p. 22. ^

Op. cit., p. 87. ^

«La liturgie decrite par St. Justin» in: «Ech. D’Or.», 1909, pp. 226-227. ^

Часть 2 Часть 2

Каков же общий вывод католической науки о времени возникновения эпиклезы? Для Батиффоля — это время Константина Великого. Для Баумштарка — это время II Вселенского Собора и духоборческих споров [1]. То же в общем разделяют Шерман, Бухвальд, Раушен. О. Каброль стоит за время до конца ІV века [2]. С этим соглашается и Фортескью.