Евхаристия
Для объяснения вопроса об эпиклезе в Римской литургии Бухвальдом было выдвинуто особое объяснение. Сначала в Римской мессе была эпиклеза Логоса. Впоследствии, т.е. при Папе Льве Великом (440-461), Логос-эпиклеза была заменена эпиклезой Святого Духа, а при Папе Григории I (590-604) и эта эпиклеза была упразднена, и месса приняла свою теперешнюю форму. Все это имело место после Папы Геласия (494-496), но до составления так называемого "Геласиева Сакраментария", т.е. до VІ-VІІ вв. Молитва "Per quem haec omnia" [через Которого все сие] есть, якобы, остаток эпиклезы Логоса, "Supplices te" [моля Тебя], остаток заменившей ее эпиклезы Духа [19].
Как ни интересна эта гипотеза, она все же не в состоянии объяснить причины столь существенных перемен в западном литургическом мировоззрении. То, что папская власть очень велика и что она быстро распространилась по лицу всего западного мира и дальше, вне пределов Вечного Города, — это все общеизвестный факт. Но что же влияло на такие перемены в евхаристическом и вообще сакраментальном учении? Литургика есть воплощение в культе известных догматических истин. Эти две области, вероучения и богослужения, тесно соприкасаются и взаимно проникают друг в друга. Перемены в одной должны свидетельствовать о переменах в другой. Освящение Даров происходит то так, то иначе, то силой эпиклезы Логоса, то эпиклезой Духа, а то потом одними установительными словами Господа, — и все это на протяжении двух-трех веков свидетельствовало бы о каком-то догматическом индифферентизме. Правильно ли это исторически? Ведь исторический метод, напомним слова Батиффоля, не знает ничего, кроме истории.
Да и, вообще, надо, думается, давно понять, что вопрос эпиклезы Святого Духа есть не только археологическая загадка, но и глубокая догматическая проблема.
«La Messe en Occident». Paris, 1932, pp. 240. ^
DACL. T. I, col. 1898-1918. ^
DACL. T. V, col. 142-184. ^
«Epicl. euchar.», col. 217; 220. ^
«Eucharistie und Bussakrament», Ss. 86. ^
«La Messe en Occident», pp. 39, 45, 150-151; «Anaphore», col. 1915. ^
Op. cit., pp. 164-165. ^
«La Messe en Occident», p. 77; «Epiclese», col. 162; cf. W. C. Bishop in: «Church Quarterly Review», 1908, t. LXVI, pp. 393, 399; Brinktrine. «Die heilige Messe», S. 195; A. Fortescue, op. cit., pp. 534-535. ^
M. P. L. T. 59, col. 143. ^
«Epiclese», col. 163. ^
H. Moureau. «Canon de la Messe» in: DTC. T. II, col. 1546. ^
«Handbuch der kathol. Liturgik». Freiburg i/B., 1912, S. 145. ^
«La Messe en Occident», p. 36. ^
«Lecons sur la Messe», p. 235. ^
«Zur Epiklese» in: «Jahrbuch fur Liturgiewissenschaft». Munster i/W., 1923, S. 102. ^
«Neue Beitrage zur Epiklesefrage» in: «Jahrb. f. Liturgiewiss.", 1924, S. 175. ^
«La Messe en Occident», p. 55. ^
«Epiclese» in: DACL. col. 163. ^