Евхаристия

Все, конечно, исходят из представлений о "триклинии", т.е. системы трех столов, расставленных "покоем" или в виде подковы. Вот например, схема abbe E. Le Camus [15].   АндрейИоаннИисус     876   Петр9 5Иуда Филипп104Симон Зилот Варфоломей113Фаддей Фома122Иаков Алфеев Матфей131Иаков Зевдеев

Иными словами, Спаситель возлежит первым на главном ложе; Петр — первым на втором ложе; Иаков Зеведеев — первым на третьем (младшем) ложе. Иоанн — на персях Господа. Иуда ближе всех к Спасителю на случай каких-либо распоряжений насчет "ковчежца".

Этой же схемы в общем придерживается и E. Bapst [16].

В своей схеме Edersheim [17] уточняет только места четырех лиц: Господа, Иоанна, Петра и Иуды, — что, как мы и указывали, более исторично и бесспорно, но сажает он их иначе, чем Камюс, а именно:           876    9 5   104  Иуда113  Иисус122  Иоанн131Петр

Πο Sepp'y [18] порядок был бы таким: Иисус Петр Иоанн АндрейИаков Зевдеев ФилиппИаков Алфеев ВарфоломейСимон Зилот ФомаИуда Алфеев МатфейПредатель

Тут не ясно, как Спаситель мог бы легко передать кусок Своему предателю.

И. Карабинов. «Евхаристическая молитва. (Анафора)». СПб, 1908. стр. 8. ^

Евреи были знакомы с употреблением вилок, но в этот день брали куски руками и омокали в подливку. Lagrange, op. cit., p. 500. ^

Goltz. «Tischgebete & Abendsmahlgebete». Leipzig, 1905. S. 7. ^

Карабинов, op. cit., 8. ^

Ibid, p. 10. ^

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. ^

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою. ^

Ibid, p. 13. ^

Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. ^

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. ^

Frere «The Anaphora», p. 6. ^

F. Prat. «Les places d'honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515. ^

Lagrange «L,Evangile de Jesus Christ». Paris, 1939, pp. 506-507. ^

M. Meschler, S. J. «Das Leben des Herrn Christi». Freiburg i/Br. , 1894 II Band, S. 252 ^

«La Vie de notre Seigneur Jesus Christ». T. III Paris, 1901, p. 188. ^

«La Vie humaine de N. S. Jesus Christ». T. II. Paris, 1924, p. 231. ^

«The Life and Times of Jesus the Messiah». Т II. 1901, p. 493-495. ^

«Leben Jesu Christi». Ratisbonnae, 1860, t. VI. Ss. 65-66. ^

Евхаристия Апостольского времени

Скудость сведений не позволяет совершенно реконструировать порядка апостольских евхаристических собраний. В этом отношении надо быть чрезвычайно осторожным, чтобы не стилизовать в желательном для себя направлении то, что не договорено писателями новозаветных книг. Надо иметь в виду следующее:

Проявившийся сразу после сошествия Святого Духа харизматический порыв в первохристианской общине придал всему строю и быту апостольскому характер экстатичности, расплавленности и исключительной подвижности. Ни о таких записях молитв не могло быть и речи. Сами молитвы, имевшие своим образцом молитвы, произнесенные Спасителем во время Вечери, не были отступлением от привычных благодарений евреев.