Евхаристия

Ходатайственная молитва составляет одно целое со всем каноном Евхаристии и непосредственно вытекает из молитвы призывания. Сразу же после преложения Даров, после того, как Святой Дух сошел и коснулся Даров, священник начинает читать прο себя это ходатайство за весь мир, за всю Церковь. Он предстоит пред Богом в своем заступлении за всю вселенную. Вот текст молитвы в обеих литургиях: Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия Святого Василия Великого: "Якоже быти причащающымся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа (2Кор. 13:13 [10]), во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд (l Kop. 11:34 [11]), или во осуждение.

Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся" (Евр. 12:23 [12])."Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся (1Кор. 10:17 [13]), соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие (2Кор. 13:13): и ни единаго нас в суд или во осуждение сотвори причаститися Святаго Тела и Крове Христа Твоего: но да обрящем милость и благодать (Евр. 4:16 [14]) со всеми святыми от века (Лк. 1:70 [15]) Тебе благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы, проповедники, благовестники, мученики, исповедники, учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся" (Евр. 12:23).

Диакону предписано служебником кадить окрест святый престол и поминать кого он хочет за здравие и за упокой. Теперь это совершается им прο себя. В древности в этом моменте Литургии читались диптихи, т.е. поминания живых и усопших.

После окончания пения "Тебе поем..." священник произносит: "Изрядно (т.е. особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии".

Певцы поют "Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу..." или соответствующий "задостойник" великого праздника, а в недельные дни Великого поста "О Тебе радуется, Благодатная..." Это пение должно быть исполнено с достаточной медленностью, чтобы священник мог успеть в это время помянуть всех, кого он считает нужным, по именам.

Ходатайственная молитва продолжается. Она совершается в известной постепенности и по чину. Сначала после молитвенного поминовения Божией Матери поминаются чины святых по определенному порядку и прежде всего святой Иоанн Предтеча. Таким образом это молитвенное воспоминание Богоматери и Крестителя тотчас же после преложения Даров напоминает иконописный мотив так называемого "Деисиса" (по-простонародному, "Деисуса"), иконы ходатайства Пречистой и Крестителя перед Престолом величествия Прославленного Сына Божия. Δέησις и значит ходатайство. Изображение их обоих всегда бывает и на евхаристической Чаше выгравировано или отчеканено. Стоит указать на относительное сходство и западной литургической, и богословской традиции. Тот алтарь, который в католических больших храмах находится непосредственно за главным алтарем (за maitre-autel) в галерее, окружающей этот алтарь, посвящен обычно Notre Dame. Литургия святого Иоанна Златоустого: Литургия Святого Василия Великого: "О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем (дне), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих: ихже молитвами посети нас, Боже. И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя. И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего (Пс. 4:7 [16]). Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины (2 Тим. 2:15 [17]), всякое пресвитерство, во Христе диаконство, и всякий священнический чин. Еще приносим Ти словесную сию службу (Рим. 12:1 [18]) о вселенней, о Святей Соборней и Апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих..." "О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых и всехвальных апостолех, о святем (дне), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже. И помяни всех прежде усопших о надежди воскресения жизни вечныя. (О живых он говорит;) О спасении, посещении, оставлении грехов рабов Божиих (имярек). (Об умерших же:) О покои и оставлении грехов душ раб Твоих (имярек), на месте светле, отонудуже отбеже печаль и воздыхание, упокой, Боже наш. И покой их, идеже присещает свет Лица Твоего (Пс. 4:7 [19]).Еще молим Ти ся, помяни, Господи, Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя (Пс. 71), и умири ю, юже наздал еси честною Кровию (Деян. 20:28 [20]; 1Пет. 1:19 [21]) Христа Твоего, и святый храм сей утверди даже до скончания века (Мф. 28:20 [22]).Помяни, Господи, иже Дары сия Тебе принесших, и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия: воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании: даруй им вместо земных небесная (Ин. 3:12 [23]), вместо временных вечная, вместо тленных нетленная (1Кор. 9:25 [24]). Помяни, Господи, иже в пустынях и горах, и вертепех, и пропастех земных (Евр. 11:38 [25]). Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении, и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих".

Древние тексты Златоустовой литургии (IX в.) содержали ту же фразу о "иже в горах, и вертепех, и пропастех земных", что и в литургии святого Василия [26].

Ф. Успенский. «Очерки по истории визант. образованности». СПб, 1892, стр. 215-224; проф. А. П. Лебедев. «Истор. очерки состояния Визант. Вост. Церкви от конца ХІ до серед. XV в». М., 1902, стр. 125-131. ^

предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас. ^

иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. ^

Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога. ^

потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. ^

И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. ^