За такой подвиг Бог обещал славу, сказав в Писании: "Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста" (Иер 15,19). В другом месте Он сказал, что блажен, у кого потомки в Сионе и родственники в Иерусалиме.
Следует знать вам, что если кто из вас не повинуется старшему как должно, старший должен переносить немощь новоначального, чтобы, благодаря такой тяготе, закрепить труды своих былых лет.
Апостол сказал: «Нам, сильным, нужно носить немощи слабых, а не угождать себе. Но каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
5. Из Патерика
У одного старца был ученик, который сражался с помыслом блуда. Старец утешал его такими словами:
- Терпи, чадо, ибо это нападает на тебя враг.
А он отвечал:
- Я не перенесу битвы, авва, - отвечал юноша, - если не совершу блуд на деле.
Старец с притворством сказал:
- Я тоже воюю с помыслом блуда, чадо, давай пойдем, вместе совершим это дело и вернемся в нашу келью.
У старца была золотая монета, и он ее захватил с собой. И когда они пришли на место, старец сказал ученику:
- Оставайся тут. Я пойду первым, а потом ты.
Он вошел, отдал блуднице монету и попросил:
- Не оскверняй брата, - и блудница дала старцу слово не трогать юношу.
Когда старец вышел, сказал брату:
- Входи.
Когда брат вошел, блудница сказала ему:
- Подожди, брат. Хоть я и грешница, но есть закон, и мы должны его исполнять.
Она велела ему встать в стороне и совершить пятьдесят земных поклонов, а сама встала с другой стороны и тоже принялась делать поклоны. После двадцати или тридцати земных поклонов брат раскаялся. «Как это я обращаюсь с молитвой к Богу, а собираюсь сотворить такое богопротивное дело?» - подумал он и сразу ушел, не осквернившись.
Бог, видя труд старца, избавил брата от блудной брани, и они вернулись в келью, прославляя Спасителя.
2. Старец сказал: «У наших отцов был обычай заходить в кельи новоначальных братьев, пожелавших совершать подвиг наедине, и смотреть, как они проводят жизнь, чтобы бесы не искушали и не причиняли вреда помыслам монахам. А если кто-нибудь из них весьма страдал от брани, его приводили в церковь, ставили перед ним чашу с святой водой, и все братья подходили и окропляли его, и он тотчас очищался».
3. Авва Мио рассказал об одном старце, который был рабом с рождения, жил в Скиту и удостоился совершенного дара различения. Каждый год он ходил в Александрию, чтобы уплатить оброк своим господам. Встречая его, они кланялись ему. Старец наливал воду в таз и омывал господам ноги.
- Отче, зачем ты это делаешь? - говорили они. - Нам неудобно принимать это от тебя.
- Я не перестал быть вашим рабом, - говорил он в ответ. - И благодарен, что вы меня отпустили на свободу, чтобы я служил Богу. Но я омываю вам ноги, а вы примите этот мой оброк.
Они не соглашались и спорили с ним. Тогда он сказал: - Если вы не хотите принять этот дар, то я останусь здесь и буду вам служить.
Они пугались этого и разрешали ему делать то, что он хотел, потом провожали с большими почестями и множеством подарков, чтобы он творил милостыню и молился о них. И он стал в Скиту знаменитым и любимым.