— Как может человек научиться не осуждать ближнего? Старец ответил:

— Мы и наши ближние — два образа. Всякий раз, когда человек внимает себе и порицает себя, то оказывает своему ближнему всяческий почет. А если он себя показывает прекрасным, то своего ближнего выставляет дурным в сравнении с собой.

4. Другой брат пожаловался ему:

— Я в смятении — хочу уйти отсюда.

Старец спросил:

— Почему?

Брат ответил:

— До меня дошли слухи об одном брате, которые мне не полезны.

— Ну, это не правда, — сказал старец, — не обращай внимания.

— Конечно, отче. Но брат, который мне все это рассказал, заслуживает доверия.

— Этот брат не заслуживает доверия, — заметил старец. — Если бы он заслуживал доверия, то не говорил бы такие вещи. Если бы Бог услышал о Содоме, то не поверил бы, пока не увидел Своими глазами. Так и мы не должны верить тому, что говорят.

Брат спросил:

— А если я видел своими глазами?

Услышав это, старец посмотрел на землю и, подняв маленькую веточку, спросил:

— Что это?

— Маленькая веточка.

Тогда старец посмотрел на кровлю кельи и спросил:

— А это что?

— Кровля, — ответил брат.

— Положи в сердце своем, — сказал старец, — что твои грехи — как кровля, а грехи брата — как веточка.

Когда авва Тифой услышал эти слова, восхитился и сказал:

— Какими словами утешить тебя, авва Пимен! Ты точно драгоценный камень! А твои речи преисполнены радости и всякой славы.

5. Он же рассказал следующее. Брат спросил авву Моисея:

— Каким образом человек может стать, как мертвый, для всякого ближнего?

— Если человек, — ответил авва, — не положит в своем сердце, что он уже три года как в могиле, он не постигнет эту мысль.

6. Два брата пришли однажды к авве Памво. Один из них спросил:

— Авва, я пощусь два дня, а на третий ем только два хлебца. Но спасаюсь ли я или заблуждаюсь?

— Авва, — задал вопрос другой, — я зарабатываю рукоделием два кератия в день, и оставляю на еду только несколько нумиев, остальное раздаю бедным. Но спасаюсь ли я этим или заблуждаюсь?