— Так и ты тоже достигнешь этой меры.

Так и произошло. Авва Аммон достиг столь великого незлобия и благости, что даже не представлял, что такое зло. Когда он стал епископом, к нему привели деву, соблазненную и понесшую в чреве, и самого соблазнителя и сказали:

— Наложи на них епитимию.

Епископ перекрестил чрево женщины и велел выдать ей шесть связок чистых пелен.

— Может так случиться, — заметил он, — что при родах умрет она или ребенок, и тогда придется обмотать тело пеленами.

Стоявшие за спиной женщины, видя, что происходит, сказали авве Аммону:

— Что ты делаешь? Наложи епитимью!

— Видите, братья, — сказал он, — я уже на пороге смерти. Зачем мне это делать?

С этими словами он отпустил беременную и не осудил ее.

4. Как–то в обед он пришел в обитель, где жил брат, прослывший блудником. Случилось так, что женщина, из–за которой страдал брат, как раз находилась у него в келье. Братья заметили, как она зашла к блуднику, и решили все вместе придти к нему и выгнать грешника вон. Епископ из разговоров узнал об их затеи, подошел к ним и попросил разрешить ему пойти вместе с ними, чтобы обличить брата, и тогда тот сразу уйдет из обители. Но брат увидел, что к нему идут, и успел спрятать женщину в большую бочку, поставив ее к верху дном. Авва Аммон догадался об этом, первым вошел в келью, сел на бочку и велел обыскать все кругом. Братья все тщательно обыскали, но женщины не обнаружили. Тогда авва Аммон сказал:

— Бог да простит вас, — и, помолившись, благословил всех в обратный путь. Взяв брата за руку, добавил, — А ты будь к себе внимательным, брат.

Он попрощался и ушел.

5. Священник исключил согрешившего монаха из братства. Авва Виссарион подошел к священнику вместе с провинившимся и сказал:

— Я тоже грешник.

6. Авва Исайя сказал: «Если придет помысел осудить ближнего за какой–нибудь грех, сначала подумай о том, что ты грешнее его и что дела, которые ты считаешь добрыми, вряд ли непременно угодят и Богу. Тогда ты больше не дерзнешь осуждать ближнего».

7. Он же сказал: «Не судить и не унижать ближнего — это путь к успокоению совести».

8. Старец увидел брата, оставшегося наедине с другим, не обличил его, подумав про себя: «Если сотворивший их Бог видит и не сжигает их, то кто я такой, чтобы обличать их».

9. Как–то авва Исаак Фивейский пришел в общежительный монастырь, увидел брата, творившего всякие грехи, и осудил его. Когда он вернулся в пустыню, ему явился ангел Господень, встал пред дверями его кельи и сказал:

— Я тебя не пущу в келью.

Авва стал умолять его.

— Что случилось? — спросил он.