— Бог, — ответил ангел, — послал меня с такими словами: «Спроси у него: в какую область ада ты велишь Мне отправить согрешившего брата, которого ты осудил?»
Авва тотчас принес покаяние:
— Я согрешил, прости меня.
— Вставай, — сказал ангел, — Бог простил тебя. Но впредь берегись, чтобы не осуждать никого, прежде чем Бог не осудит всех (ср.: 1 Кор. 4, 5).
10. Говорили об авве Макарии Великом, что он был, как сказано в Писании, богом на земле (ср.: Ин 10, 34). Как Бог облекает покровом весь мир, так и авва Макарий накрыл своим покровом все прегрешения, которые видел, словно бы не видел, и все прегрешения, о которых слышал, словно бы не слышал.
11. Один брат согрешил в Скиту. Когда монахи собрались, то послали за аввой Моисеем, но он отказался прийти. Тогда к нему направили пресвитера со словами:
— Приходи, народ тебя ждет.
Авва встал и отправился в путь, но с собой взял дырявый мешок, наполнил его песком и взвалил на спину. Встретившие его братья спросили:
— Что это значит, отче?
— Мои грехи за моей спиною сыплются, а я и не вижу. А вот теперь мне придется осуждать чужие грехи.
Услышав это, братья не стали судить и простили брата.
12. Он же сказал:
— Человек должен умереть для всякого другого, чтобы не судить никого ни за что. Когда рука Господня умертвила каждого первенца в земле Египетской, не было ни одного дома, где бы не было мертвеца (Исх 12, 29–30).
— Что это значит? — спросил брат.
— А вот что, — ответил старец. — Если нам откроются наши грехи, то мы не будем смотреть на грехи ближнего. Ибо неразумно человеку, у которого дома умерший, бросать его и идти оплакивать покойника в доме ближнего. А умереть для ближнего означает смотреть на свой грех и никого не судить, хороший он человек или дурной, и никому не творить зла. Не держать ни о ком лукавые помыслы в своем сердце. Не унижать никого из творящих зло и не соглашаться с причиняющим зло ближнему. Это и означает умереть для ближнего. Не говори плохо ни о ком, а тверди одно: «Бог весть жизнь каждого». И не соглашайся со злословящим, не радуйся, когда злословят ближнего, но и не ненавидь злословящего. Это и означает не осуждать. Не враждуй ни с кем. Не держи вражду в сердце. Не ненавидь враждующего против ближнего. Это и называется хранить мир. К этому подвигай себя. Ибо этот труд не займет много времени, но вечным будет потом отдохновение».
13. Брат спросил авву Пимена:
— Скажи мне, как стать монахом?
Старец ответил:
— Если хочешь обрести покой и здесь и в будущем веке, то при всяком деле спрашивай себя: «Да кто я такой?» И никого не осуждай.
14. Как–то пресвитер из Пелусия услышал, что некоторые его братья часто ходят в город, моются в бане и забывают о своем спасении. Тогда он во время богослужения снял с них монашеские рясы. Но потом его стала мучить совесть. Он пришел к авве Пимену, едва держась на ногах от смущавших его помыслов, и стал каяться. Держа в руках рясы братьев, священник исповедал старцу, как все было. Авва Пимен спросил его:
— Не чувствуешь ли ты в себе остатки ветхого человека?