— А вот что, — ответил старец. — Если нам откроются наши грехи, то мы не будем смотреть на грехи ближнего. Ибо неразумно человеку, у которого дома умерший, бросать его и идти оплакивать покойника в доме ближнего. А умереть для ближнего означает смотреть на свой грех и никого не судить, хороший он человек или дурной, и никому не творить зла. Не держать ни о ком лукавые помыслы в своем сердце. Не унижать никого из творящих зло и не соглашаться с причиняющим зло ближнему. Это и означает умереть для ближнего. Не говори плохо ни о ком, а тверди одно: «Бог весть жизнь каждого». И не соглашайся со злословящим, не радуйся, когда злословят ближнего, но и не ненавидь злословящего. Это и означает не осуждать. Не враждуй ни с кем. Не держи вражду в сердце. Не ненавидь враждующего против ближнего. Это и называется хранить мир. К этому подвигай себя. Ибо этот труд не займет много времени, но вечным будет потом отдохновение».

13. Брат спросил авву Пимена:

— Скажи мне, как стать монахом?

Старец ответил:

— Если хочешь обрести покой и здесь и в будущем веке, то при всяком деле спрашивай себя: «Да кто я такой?» И никого не осуждай.

14. Как–то пресвитер из Пелусия услышал, что некоторые его братья часто ходят в город, моются в бане и забывают о своем спасении. Тогда он во время богослужения снял с них монашеские рясы. Но потом его стала мучить совесть. Он пришел к авве Пимену, едва держась на ногах от смущавших его помыслов, и стал каяться. Держа в руках рясы братьев, священник исповедал старцу, как все было. Авва Пимен спросил его:

— Не чувствуешь ли ты в себе остатки ветхого человека?

Пресвитер ответил словами апостола:

— В чем осуждаешь другого, себя осуждаешь; и осуждая, делаешь то же самое. Ты такой же, как и эти братья. Если в тебе есть хоть малая доля ветхого человека, ты по–прежнему находишься во власти греха.

Священник вернулся в монастырь, созвал братьев (всего их было одиннадцать), покаялся перед ними и, вновь облачив их в монашеские одеяния, отпустил.

15. Брат спросил авву Пимена:

— Если я вижу падение брата моего, хорошо ли будет скрыть это падение?

Старец ответил:

— Всякий раз, когда мы покрываем прегрешение брата, Бог покрывает наше прегрешение, а когда мы объявляем прегрешение брата, Бог объявляет наше прегрешение. Речь идет не о только брате, спасающемся в твоем монастыре, но и о том, кто живет по соседству или даже совершает подвиг в том же монастыре, что и ты, но под руководством другого духовника. А если у брата тот же духовник, что и у тебя, то скрывать его грех и вменять этот грех ни во что будет грехом весьма значительным. Ты не извинишь себя тем, что должен думать только о самом себе. Если вы живете общинной жизнью, то, будучи в разных телах, вы все равно одно тело. Уставы отцов велят вам думать друг о друге как о собственных членах тела и смиренно напоминать друг другу о духовных правилах. Поэтому если увидите, что какие–то братья грешат, то нужно им сделать замечание, а если они откажутся исправляться, сказать настоятелю. В таком случае поистине освятится долг любви по отношению к братьям».