— О, как плохо он поступил.

А через несколько дней согрешивший брат почил. Ангел Господень явился к старцу с душою брата и спросил: «Видишь, осужденный тобой почил. Куда прикажешь его отправить, в Царство Небесное или в ад?»

После этого старец до самого своего смертного часа просил у Бога прощения за свое осуждение, плакал и жестоко страдал.

34. Сказал старец: «Если ты увидишь кого–то смеющимся или много едящим, не осуждай его, но скажи: «Блажен он, что греха не имеет», и пусть душа радуется за него.

35. Старец говорил: «Если ты увидел, как кто–нибудь пал у тебя на глазах, скажи сразу: «Анафема тебе, сатана, а человек туг не при чем». И утверди в своем сердце то, чтобы не осуждать брата, иначе Святой Дух отступит от тебя. И снова повтори себе: «Как он проявил слабость, так и я». Плачь и проси помощи у Бога. Посочувствуй тому, кто пострадал против своей воли. Никто не хочет грешить перед Богом — просто все мы часто заблуждаемся.

36. Кто–то из старцев рассказывал: «Когда я жил в отдаленной пустыне, ко мне пришел один брат из монастыря. Я спросил его, как живут отцы. Он ответил мне:

— Хорошо, вашими молитвами.

Тогда я спросил его об одном брате, о котором шла дурная слава. Он ответил:

— Поверь, отче, он совсем избавился от всякого поношения.

Услышав это, я сказал:

— Ну и ну.

Только я это произнес, как пришел в исступление и увидел себя, как бы во сне перед святой Голгофой, где Господь наш Иисус Христос распят между двумя разбойниками. Я бросился ниц перед Ним. Господь увидел меня, повернулся к предстоящим Ему святым ангелам и громко сказал:

— Бросьте его во тьму внешнюю, ибо он антихрист. Он осудил брата прежде Моего суда!

Услышав это, я бросился вон из кельи, но рясой зацепился за дверной косяк, и кусок ее так и остался там. Тут я пришел в себя и сказал своему собеседнику:

— У меня сегодня лукавый день.

— Почему, отче?

Тогда я рассказал ему о том, что видел, и добавил:

— Моя ряса, то есть Божий покров, был на мне, а теперь я его лишился.

И с того дня, Господь Славы мне Свидетель, я семь лет скитался по пустыне, не вкушал хлеба, не входил ни к кому под крышу и не встречался с людьми, пока не увидел, что Господь не явился мне во сне и не вернул мой покров».

37. Старца спросил кто–то:

— Почему я не могу жить вместе с братьями?