Когда рассвело, братья собрались уходить. Старец попросил:
— Останьтесь с нами еще на какое–то время. А если не можете остаться, потому что на вас возложено поручение, то хотя бы, по обычаю пустыни, пробудьте у нас три дня.
Они поняли, что старец их не отпускает, встали и ушли тайком.
2. Как–то два монаха пришли из Египта в Скит и зашли к старцам. Они сели за трапезу и увидели, что скитяне едят жадно, изможденные строгим постом, и тем были введены в соблазн. Священник, желая уврачевать их, так объявил братьям в церкви:
— Поститесь, братья, и придерживайтесь того образа жизни, которого требует ваш подвиг.
Египтяне уже собрались было уходить, но священник их не отпускал. После первого дня поста у них уже было темно в глазах. Им разрешили по два дня поститься и по два дня вкушать пищу, тогда как скитяне постились всю неделю. Когда же наступила суббота, и египтяне сели за трапезу вместе со старцами, то с алчностью набросились на еду, но старец удержал их руки, заметив:
— Вам нужно есть с рассуждением, раз вы монахи.
Но египтянин оттолкнул его руку, сказав:
— Позволь — я умираю. Я целую неделю не ел вареного.
— Если вы, — сказал священник, — постились по два дня и так изголодались, как же вы соблазняетесь о братьях, которые постоянно совершают такой подвиг?
Он простил им грех на исповеди, и египтяне, получив пользу, с радостью ушли.
2. Из святого Варсонофия
Брат спросил старца:
— Если я занимаюсь каким–нибудь делом, которое считаю разумным, а меня станут поправлять неразумно, должен ли я выступить в свою защиту или лучше промолчать, чтобы избежать тщеславия?
— Если в оправдании нет нужды, — ответил старец, — то молчи. А если твое дело вселяет в брата помысел, то побори тщеславие и уврачуй брата.
Монах снова спросил:
— Я выполняю одно безотносительное дело, которое точно не греховно, но знаю: если меня увидит брат совершающим это дело, то войдет в соблазн. Я скрываю совершаемое дело, чтобы избежать тщеславия, но стыжусь, вдруг меня застанет брат. Должен ли я не скрывать свое дело, подвергая себя опасности тщеславия, или же скрывать, опасаясь соблазна. И если я не знаю в точности, что это может стать брату соблазном, но только предполагаю, то как мне поступить?
— Если сердце извещает тебя, — ответил старец, — что твой брат может соблазниться, скрывай делаемое тобой, чтобы не вселить в брата помысел. А если в точности не знаешь, а только предполагаешь, то спокойно делай свое дело.
2. Брат спросил:
— Если я скажу слово, которое задевает человека, но он этого не поймет, должен ли я покаяться перед ним или промолчать, чтобы не вселять в него помысел?
— Если брат, — был ответ, — не поймет, что ты его уязвил, молчи и не смущай его, но постарайся принести Богу покаяние за грех против него.