3. Из аввы Марка

Творящий злодеяния тайно, хуже тех, кто делает их открыто, но за это его ждут и большие мучения.

2. Кто плетет коварные замыслы, но скрывает свои злодейства, тот, по слову Писания, становится аспидом на пути, уязвляющим ногу коня (Быт 49, 17). Кто при одном человеке хвалит своего ближнего, а при другом ругает, тот одержим тщеславием и завистью. Он пытается похвалами скрыть свою зависть, а осуждением превознести себя над ним.

3. Как невозможно в одном стаде пасти овец и волков, так невозможно сподобиться милости, если строить козни ближнему.

4. Из святого Ефрема

Кто, будучи обличаем, молчит по лукавству, тот прячет злопамятство в сердце. А кто отвечает мирно и кротко, тот незлобив.

Глава 6: О том, что это большой грех презирать и насмехаться над бесхитростными и смиренными людьми

1. Из жития святого Григория Чудотворца

Как–то Григорий Великий возвращался из города Команы к себе. Все знали, что святой особенно заботился об утешении нуждающихся. На пути его решили подстеречь два еврея. То ли они искали наживы, то ли хотели посмеяться над ним, предполагая, что им удастся очень легко обмануть его. Один из них ничком лег у дороги, по которой должен был пройти святитель. Так он и лежал неподвижно у обочины, а другой проливал над ними притворные слезы, делая вид, будто он оплакивает его как покойника. Когда великий святой проходил мимо, еврей окликнул его:

— Какое несчастье! Бедняга неожиданно скончался, лежит нагой, даже не в чем его похоронить. Не упусти, прохожий, этот святой миг, услышь рыдания нищего и пожертвуй что–нибудь, чтобы можно было облечь тело того, кто уже отошел в иной мир.

Так молился и канючил притворщик. Святой, не раздумывая, снял с себя накидку, накрыл лежавшего у дороги и продолжил свой путь. Обманщик сразу же напялил на себя накидку и уже не плача, а смеясь, велел лежавшему вставать и с радостью сказал, как ловко и с выгодой удалось обмануть святого. Но тот не вставал и не двигался. Тогда он позвал его громче дернул его за ногу, но тот уже ни голоса не слышал, ни ударов не чувствовал и продолжал лежать, как и лежал. Он умер в тот миг, когда его накрыла накидка. Это была настоящая смерть. Она постигла его за то, что они решили посмеяться и изобразить притворную смерть. Да не обманут лукавые Божьего человека! Сам святой не смог их обмануть: он отдал плащ, как они просили, — для погребения.

Вера и духовная сила великого святого оказалась губительной. Но пусть никто не считает такую кару ненужной, но обратится к примеру апостола Петра. Он творил блага только силой, данной ему от Бога. Даже тень от него избавляла больных от страданий. Но та же сила осудила на смерть Ананию, прибегшего к обману. Думаю, от страха перед такой кончиной всякий беспечный человек вразумится, глядя на поучительный пример, лишь бы избежать подобного наказания.

Разумеется, Григорий явил себя благодатным подражателем Петра в отношении лжи. Ложь была выявлена, и лжец от лжи обратился к правде. Кто хотел осмеять силу величайшего святого, тот стал уроком для других: не сметь лгать, потому что обвинителем таких дерзких людей становится сам Господь.