2. Из святого Ефрема
Если увидим трудолюбивого и весьма усердного человека в добродетелях, мы не должны его унижать, но, напротив, держаться его. Такие люди и Богу угодны и товарищам полезны. В этом нас убеждает сражение евреев с иноплеменниками, когда Давид сразился в единоборстве с Голиафом. Так же и потерпевшие кораблекрушение в открытом море спаслись благодаря оказавшемуся вместе с ними праведнику. Как сказано в Писании: Не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот Бог даровал тебе всех плывущих с тобою ( Деян 27, 24).
Глава 7: О том, что верующий должен делать все добросовестно, а не напоказ, ибо Бог оценивает всякое дело не по внешнему виду, а по цели, ради которой оно делается
1. Из Григория Двоеслова
Многое, Петр, нам кажется хорошим, хотя оно и не таково на самом деле, ибо совершается не с доброю целью. Потому и в Евангелии Истина говорит: Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф 6,23).
Если нечисто намерение, предваряющее действие, то и самое действие будет скверно, хотя бы и мнилось хорошим.
2. Старец говорил о Моисее, что прежде чем поразить Египет, он посмотрел туда–сюда, то есть исследовал свои помыслы, и ничего не заметил, то есть увидел, что никакого зла себе не причиняет, но делает все ради Бога и только тогда поразил Египет.
3. Бывает, дело явно совершается как благое, и благая цель у него. Не только дела так совершают люди, но и слова произносят точно так, как мы упомянули. Но одни искажают дело по неопытности или невежеству, другие портят своими лукавыми намерениями, а некоторые — и благочестивыми целями.
4. Кто в словах похвалы прячет клевету, того непросто разоблачить, особенно простецам. Подобен ему и тот, кто тщеславится, принимая при этом смиренный вид. Такие люди своими измышлениями затмевают истину и, далеко уйдя по пути лжи, потом оказываются обличенными своими собственными делами.
5. Можно совершать всеми видимое добро, чтобы защитить ближнего; а можно не совершать, а предстать полезным душе человека. Бывает, человек обличает другого по злобе или ради самозащиты, а бывает, и со страхом Божьим и истиной. Свой помысел он всецело открывает Владыке: ибо человек видит лишь лицо, а Бог — самое сердце. Кто грешит тайно, пусть не думает, что сможет скрыться. Все открыто, как есть, пред Его очами, о чем мы и говорим.
6. Бог судит о делах по намерениям. Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему, сказано в Писании (Пс 19,5). Если человек исполняет заповедь, но явно по страсти, то своими лукавыми помыслами уничтожает свое же благое дело.
7. Исполнение заповеди — это одно, а труд добродетели — совсем другое, хотя они и взаимосвязаны. Исполнение заповеди есть выполнение повеления, а труд добродетели — угождение Богу ради истины.
8. Как материальное богатство одно, и существует немало способов его стяжания, так и добродетель одна, но путей ее достижения много. Кто хочет сделать что–нибудь, но не может, того сердцеведец Бог провозглашает как сделавшего. Один хочет совершить добродетель, а другой — порок. Ум даже без участия тела творит много и добра, и зла, а тело без ума вообще ничего не может совершить. Но ведь закон свободы всегда распознается в уме до совершения самого дела.