Если было предопределено, что потомство Авраама распространится чрез Исаака, то почему же жена его была неплодна? Но это–то и показывает, что предопределение совершается молитвою: ибо тот, кому предопределено было распространить семя Авраамово, только по молитве получил детей.

Петр: Отче, твои слова открыли мне тайну, и теперь никакое сомнение не смущает меня.

Глава 18: О терпении немощей и о происходящей от этого пользы, а также о том, что Бог посылает некоторым добродетельным людям тяжкие страдания ради их окончательного очищения и спасения

1. Из Диадоха

Благочестивейший отец по имени Спаис основал несколько монастырей в месте под названием Кампле. Всемогущий и милостивый Бог наставил и избавил его от вечных мучений. В великом Своем смотрении Он показал суровость и сострадание и, наказав, явил потом всю Свою любовь, полностью исцелив отца.

Сорок лет старец терпел полную слепоту, что не видел даже белого света. Такую кару никто бы не смог вынести. Но милостивый Отец небесный, пославший это мучение, даровал и терпение. Ибо от нетерпения это наставление свыше только бы ввергло в грех и не принесло бы никакой пользы. Поэтому Бог, ведая нашу немощь, бичевание сопровождает и дарованием терпения: Он праведен и тогда, когда наказывает Своих избранных чад, ибо со всей справедливостью проявляет к ним милосердие.

Этого благоговейнейшего мужа Бог низверг во внешнюю тьму слепоты, но вовсе не лишил внутреннего света. Хотя Спаис и изнывал под телесным бичом, но под покровом Духа получал и сердечное утешение. Когда он уже прошел через сороковой год своей слепоты, Господь вновь даровал ему свет, напомнив что он уже близок к смерти, и повелел возгласить слово жизни во всех основанных им монастырях. Кто получил телесный свет, тот должен был открыть для света сердца братьев.

Спаис, послушавшись повеления Владыки, обошел все братские общины и изложил им заповеди жизни, которые изучил за годы своего делания. Через пятнадцать дней проповеди он вернулся в собственный монастырь, созвал братьев в доме молитвы и, став среди них, причастился Владычнего Тела и Крови и под пение тайносовершительных псалмов умер. Братья еще пели, а Спаис, произнеся слова молитвы, отдал душу Богу.

Все братья увидели, как из его уст вылетела горлица, потолок храма вдруг раскрылся (это видели все братья!), и она вознеслась на небо. В голубином образе всемогущий Бог показал, в какой чистоте сердца этот муж служил Богу.

2. Из того же Диадоха

Если мы слишком сетуем на происходящие с нами телесные недомогания, то должно знать, что наша душа еще подвластна плотским вожделениям. Ведь если она хочет грубого благополучия, то еще не решилась удалиться от житейских благ. Она весьма терзается, когда по болезни не в состоянии воспользоваться удовольствиями этого мира.

А если душа с благодарностью воспринимает неудобства, возникающие от болезни, это означает, что она уже приблизилась к границе бесстрастия и тогда с радостью принимает смерть, как порог истинной жизни. Как воск не может сохранить оттиск печати, если сначала не размягчить и хорошо не подогреть его, так и человек, если не будет закален трудами и болезнями, не сможет вместить в себя печать Божией добродетели.

Поэтому Господь и говорит богоречивому Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Дальше апостол объясняет: И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2 Кор 12,9). «Немощами» он называет восстания против него врагов Креста Христова, которые в то время часто были направлены против него и против святых, чтобы они, как он сам говорит, не превозносились чрезвычайностью откровений (Ср.: 2 Кор 12,7) перед противниками и лучше всего пребывали бы в состоянии совершенства по смирению, с которым нужно относится к окружающим обидам, и тщательно хранили таким образом этот божественный дар совершенства.