Spiritual Diary

Мы тесно связаны с телом, а потому весьма сильно и прежде всего заявляет свои права наше тело: то оно обнаруживает похотливость, то требует пищи и питья, то клонит ко сну, лености. Вот почему во всех аскетических писаниях больше всего о борьбе с плотию говорится. Остальные страсти: гнев, сребролюбие и т.д. могут быть и не быть у человека, но, например, похотливость тела всем нам присуща. А если так, то от нас требуется с самого начала зрелости большое внимание к тому, чтобы плоть подавлять, облагораживать. Всякое дурное ощущение, всякий изъян в этом отношении уже дает плюс для развития похотливости - не потому ли бывает так много плотских падений? И что губительно, так это то, что плотская страсть парализует, портит все наше внутреннее духовное устроение. От плотской страсти притупляется наша духовная чуткость - вот почему целомудрие, плотская чистота полагается во главе, в основе всякого духовного делания. Бывают такие примеры: человек интересуется духовным и понимает его, но вот он пал, и все духовное в нем исчезает, у него как бы закрываются духовные очи и он делается плотяным. Кто желает проводить духовную жизнь, тот поэтому о целомудрии прежде всего и должен заботиться.

***

Я получил однажды письмо, в котором какая-то простая женщина мне писала:

Ты почитаешь батюшку отца Иоанна Кронштадтского, говоришь: "Дорогой наш батюшка отец Иоанн", - служишь по нем панихиды, но этого мало. Я видела следующий сон. Явился мне сам отец Иоанн и говорит: "Поди в Чудов монастырь к отцу Арсению и скажи ему: зачем он называет меня только дорогой батюшка, - во мне ведь воплотился Сам Бог Отец, и если он, отец Арсений, не станет так меня признавать, то будет ему плохо".

Из этого письма я, к сожалению, еще раз убедился, что есть люди, которые действительно считают отца Иоанна за Бога[36] и немало поскорбел, вспомнив, как сам отец Иоанн сокрушался об этом. Однажды в последний год жизни отца Иоанна, летом, я поехал в Вауловский скит Ярославской губернии[37], где находился отец Иоанн. Погостил я у него несколько дней, насладился лицезрением его, совместным служением и беседою. И вот, в это время явились к отцу Иоанну из города Ярославля члены местного отдела Союза русского народа и заявили отцу Иоанну, что некоторые почитатели вымогают именем его деньги и при этом проповедуют, что в нем, отце Иоанне, воплотился Сам Бог, вся Святая Троица. От этого заявления покойный отец Иоанн пришел в большое смущение и сказал: "Ах, они безумцы, позвать мне их!" Был позван один из главных представителей это-то безумного учения. И вот, отец Иоанн в моем присутствии с негодованием так говорил: "Прокляты вы за такое учение. Покайтесь, иначе вы прокляты". Был составлен об этом акт, под которым подписался сам отец Иоанн, я и другие посетители отца Иоанна, которые в это время случились у него.

***

Говорят, что в настоящее время ослабевает дух монашества. Какие же меры принять к поднятию его? Хорошо было бы направить все меры в центр существа монашества, именно к тому, чтобы возбудить в насельниках обителей интерес к духовной жизни. Духовная жизнь присуща всякому христианину, а ищущим монашества тем более, и вот, к несчастию, ослабевает этот интерес к духовной жизни в обителях. Нужно его возбудить, оживить. Механические, чисто административные или лучше дисциплинарные меры недостаточны. Надо уловить особенности направления и характера современных людей, идущих в монастыри, и, применяясь к сему, строить духовную жизнь; например, в настоящее время люди мало склонны к внешним подвигам, к сухоядению и веригам, но зато силен интерес к пище духовной, к грамотности, к чтению книг духовных, - вот и следует удовлетворять в насельниках обители эту любознательность. Современные люди в большинстве отличаются плохим здоровьем, для них тяжелы чрезмерные бдения, но зато теперь ищут осмысленного, истового и вразумительного богослужения, о котором и следует в монастырях заботиться. Наконец, есть неумирающие, вечно живые двигатели духовной жизни - это именно духовное руководство, частая исповедь и Святое Причащение. Что же, развито ли все это в наших обителях? К сожалению, нет. На все вышесказанное и следует обратить внимание, если мы желаем духовного преуспеяния обителям. Хорошо бы вести отчет, все ли насельники обители находятся под духовным руководством, сколько раз в году каждый исповедуется и причащается, и пусть благочинный монастырей почаще проверяет жизнь насельников обители.

***

When I was preoccupied with where to direct my steps in life after completing my course at the seminary, whether to be a priest or to choose the monastic way of life, I dared to write a letter to Father John of Kronstadt, whom I had never known personally until that time and had never seen. I had little hope of receiving an answer, knowing that Father John was burdened with incredible pastoral labor, and I relied only on his prayer. And what was my happiness when I received from the holy pastor a kind answer to choose the monastic way of life. Until now, inconstancy had possessed me, and somehow I had been unlucky, but after the letter, or rather at the moment of reading the letter, I was seized with trembling and determination. I began to bother about monasticism, and all the previous obstacles were dispelled.

***

You love when everything in nature is beautiful and beautiful, you love the fragrance of fields and forests, you do not tolerate dirt, but strive for cleanliness and neatness, which comforts you, refreshes you and pleases you. The same applies to our internal state. Love the purity of the soul and strive for it in every possible way; This purity will fill the house of your soul with ineffable joy and heavenly fragrance.

***

"The goal of the Christian life," said St. Seraphim in a conversation with N.A. Motovilov[39], "is the acquisition of the Holy Spirit in our hearts." "And how can I discern that I am in the grace of the Holy Spirit, and when I am filled with the spirit of flattery (cf. 1 Tim. 4:1), the delusion of demons?" Motovilov asked further. Venerable Seraphim, having prayed that the Holy Spirit would illumine his interlocutor, pointed out that the Spirit of God, filling our hearts, establishes silence and peace there, pours through all our veins an extraordinary sweetness, fills us with ineffable joy, brings purity into the soul and pours out the fragrance felt around us. But the actions of the demons against us are rebellious, obstinate, and filled with carnal lust, lust of the eyes, and the pride of life. True, there is, as it were, a certain sweetness during the demonic delusion, but this sweetness is bloody, it comes from the movement of flesh and blood in us; This sweetness must be avoided in every possible way, for it develops in us the passion of fornication.

***