Добротолюбие, избранное для мирян

Мы же, всегда с непрестанною памятью о Боге, взирая во глубину сердца своего, будем проводить сию падкую на прелести жизнь как слепые очами; ибо воистину духовному любомудрию не рассеянным свойственно сохранять не парительным (не рассеяным) присущий в нас позыв видеть красное, еже видети. Этому и многоопытнейший Иов научает нас, говоря: аще и вслед ока моего иде сердце мое (Иов. 31, 7). Также, действова-ние есть верный признак крайнего воздержания. (Сосредоточить все духовные силы: ум, чувство, волю в Боге едином.).

Преп. Иоанн Карпафский

Чтобы не парить нам и не рассеиваться, прельщаясь суетностью, хорошо внимать пророку, который говорит: Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, в храмину сердца вашего, сокрытую от всякого чувственного впечатления, в оное обиталище безобразное, осеяваемое бесстрастием и осенением св. благодати, затворите двери своя от всего видимого, укройтеся мало елико, ибо и вся жизнь человеческая мала, и после сего прилагает: дондежи мимоидет гнев Господень (Ис. 26, 20). Ибо и беззаконие, а следовательно и бесы, и страсти, и грехи суть гнев Божий, как говорит к Богу Исаия: се, Ты разгневался есм, и мы согрешихом (Ис. 64, 5).

СУЕТА

Преп. Антоний Великий

Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было.

Преп. Максим Исповедник

Любящему суетную славу или привязанному к чему-либо вещественному, свойственно досадовать на людей за временное или злопамятствовать на них, или ненависть иметь к ним, или рабствовать срамным помыслам. Боголюбивой же душе все сие чуждо.

Преп. Исаак Сирин

Если не имеешь дел, не говори о добродетелях.

ДРУЗЬЯ

Преп. Максим Исповедник

Много друзей, но во время благоденствия, во время же искушений едва найдешь и одного.

Всякого человека от души любить должно, упование же возлагать на одного Бога и Ему Единому служить всею крепостию. Ибо пока Он хранит нас, то и друзья все нам благоприятствуют, и враги все сделать нам зло не сильны. А когда Он нас оставит, то и друзья все от нас отвращаются, и враги все берут силу над нами. Други Христовы всех любят искренно, но не всеми бывают любимы. Друзья же мирские и не всех любят, и не всеми любимы бывают. Други Христовы до конца сохраняют союз любви, а друзья мирские пока не встретится у них друг с другом столкновение за что-либо мирское.

Из жития преп. Антония Великого

Однажды еретики-ариане, нечестиво учившие о Сыне Божием, распространили молву, будто всеми уважаемый подвижник и пустынник Антоний Великий вступил с ними в дружественные отношения. Удивленный их дерзкою ложью, св. Антоний воспылал праведным гневом, и немедленно пошел в Александрию. Там пред епископом и всем народом предал их проклятию, называя предтечею антихриста.

Из советов учителей Церкви

В настоящее время стали весьма редки примеры дружбы истинной, а не призрачной, что держится до первой лишь размолвки. Отчего это? Не отчего иного, как от упадка в нас веры и благочестия. Дружба есть высшая степень любви. Что же удивительного, если ныне не видим дружбы, когда среди нас и обычная-то любовь, от Христа заповеданная, почти отсутствует! Правда, многие ныне зовутся друзьями, но это или застольные друзья, которые дружат с тобою, пока тебе счастливится, а падешь или же придешь в несчастие они же против тебя, и спешат скрыться от лица твоего (Сир. 6, 10), или друзья только на худое, которые скорее враги, чем друзья. Но если истинного друга так трудно найти, то как же надо дорожить другом, если такой есть у кого! Не оставляй старого друга, говорит премудрый Сирах (Сир. 9, 12). Верный друг крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище (Сир. 6, 14). Есть ли у кого друзья по сердцу или нет, будем помнить, что у каждого из нас есть Друг на небе, Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь Иисус Христос. Вы друзи Мои есте, говорит Он, аще творите, елико Аз заповедаю вам (Ин. 15, 14). Вот и указание всем нам, с кем можно и с кем нельзя заводить дружбу Дружись лишь с тем, кто готов вместе с тобой благоугождать Господу Иисусу исполнением Его святых заповедей.

ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ

Преп. Феогност

Нет другого столь великого подвига, как подвиг целомудрия и девственности. Честно хранящий безбрачие составляет предмет удивления для Ангелов и увенчавается не менее мучеников. Ибо от того, кто, будучи связан плотью и кровью, всегда старается подражать безвещественно ста бесплотных посредством чистоты, сколько требуется трудов и постов?! И, воистину, столь велико и высоко это дело, что было бы невозможным, как вышеестественное, если бы Бог свыше не являл Своего заступления, укрепляя и утверждая немощное и бренное естество и некиим образом от земли восставляя его Божественной любовью и упованием обетованных воздаяний.