Добротолюбие, избранное для мирян

Предел или верх совершенства веры есть бесстрастное погружение ума в Бога.

Предел упования (надежды) преселение ума к чаемым благам.

Предел терпения невидимое, яко видимое, зря умными очами, неуклонно стоять в терпении.

Предел нестяжательности так желать не иметь, как иной желает иметь.

Предел разумения не ведать себя в исступлении (или всецелом устремлении) к Богу.

Предел смиренномудрия решительное забвение своих добрых дел.

Предел безгневия великое желание не гневаться.

Предел чистоты чувство непрестанное, прилепленное к Богу.

Предел любви умножение дружеского расположения к тем, которые оскорбляют и поносят.

Предел совершенного изменения в сладостном вкушении Бога вменять в радость прискорбность смерти.

Духовным созерцаниям да предводительствуют вера, надежда, любовь, и наипаче любовь, ибо те две научают только презирать видимые блага, а любовь самую душу чрез добродетель сочетавает с Богом, умным чувством постигая Невидимого.

Авва Зосима

Некто сказал мне: "Авва, слишком много того, что заповедано нам и помрачается ум, когда станешь рассматривать, что соблюдаешь и что не соблюдаешь". Я ответил ему: "Это пусть не смущает тебя; но вот что содержи в мысли: что если будешь непристрастен к вещам, то удобно исполнишь всякую добродетель. Не ссорясь из-за них, ты не будешь злопамятствовать, и тогда, какой труд будет для тебя молиться за врагов? То же ли, что копать землю? Но, иди путем терпения, переноси благодушно неправые потери в имуществе, благодари за обесчещение, и вот ты ученик свв. апостолов, которые, возвращаясь из судилища после побоев, радовались, что сподобились за имя Христово бесчестие приять (Деян. 5, 41). И они, как чистые и святые, за имя Христово прияли бесчестие; мы же должны подвергаться бесчестию за грехи свои. Мы бесчестны, хотя бы никто не бесчестил нас, и прокляты, ибо прокляти, говорит пророк, уклоняющиися от заповедий Твоих (Пс. 118, 21). Не всем принадлежит терпеть бесчестие за имя Христово, не всем, но только святым и чистым, как я сказал; дело же подобных нам людей есть с благодарностью принимать бесчестие, исповедуя, что справедливо терпим за худые дела наши. Окаянная та душа, которая, зная свои нечистые дела и видя, что достойно терпит то, что терпит, сидит и, обманывая совесть свою, сплетает помыслы, говоря: он мне то и то сказал, бесчестил меня и поносил, наветуя сама на себя и сама заменяя для себя место демонов. Ибо, что бывает у художников, тоже случается и с душою. Как там, главный мастер, преподав ученику искусство, оставляет ученика потом работать самого по себе и не имеет более нужды сидеть подле него, а только по временам надсматривает за ним, не разленился ли или не испортил ли дела, так и демоны, если увидят душу покорною и легко принимающую злые помыслы, предают ее сему сатанинскому искусству и не считают уже нужным сидеть подле нее, будучи в уверенности, что ее самой одной достаточно к навету против себя, только по временам приходят посмотреть: не разленилась ли она".

Преп. Иоанн Кассиан