Добротолюбие, избранное для мирян
Наперед бывает прилог (приражение) действие, когда брошенная вещь ударяет в то, на что брошена. Потом сочетание (содвоение) внимание сковано предметом, так что только и есть, что душа да предмет приразившийся и ее занявший; далее сосложение предмет, приразившийся и внимание занявший, возбудил желание, и душа согласилась на то и сосложилась; за сим пленение предмет взял в плен душу, возжелавшую ее и, как рабу, связанную, ведет к делу; наконец страсть болезнь души частым повторением (удовлетворением одного и того же желания) и привычкою к делам, коими удовлетворяется, вкачествовав-шаяся в душе (ставшая чертою характера).
Вот поприще для одержания победы в происходившей в нас брани! Пленение иначе бывает во время молитвы, а иначе не во время молитвы. Страсть, несомненно, подлежит или равносильному (противовесному) покаянию или будущей муке. Кто противостоит или бесстрастно относится к первому, т.е. прилогу, тот за один раз отсекает все срамное.
Илия Екдик
Страстен тот, у кого влечение к греху сильнее помысла, хотя он и не грешит еще; сладострастен тот, у кого действие (энергия) греха слабее помысла, хотя им овладевает страсть внутри; пристрастен тот, кто свободно, или лучше, раболепно привязан к тому и другому.
Бесстрастен был бы тот, кому не известны такие разные движения и восстания греховные (кто не испытывает их). Изгоняется из души: страстность постом и молитвой; сладострастие бдением и молчанием; пристрастие безмолвием и вниманием.
Бесстрастие же восстановляется памятью Божиею.
Из живых телесно мертвыми бывают все; греху же мертвыми только те, кои возненавидели его от всей души. Ум страстный не может войти в тесную молитвенную дверь, если прежде не оставит сластолюбивых попечений своих о чувственном, но всегда лишь будет мучиться бесплодно, вращаясь в тени попечения.
Преп. Никита Стифат
Кто похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую мирские сии неправды, по причине любления коих бываем врагами Богу, душевно возненавидел и отрекся от них, тот распял себе мир и сам распялся миру, разрушив во плоти своей вражду между Богом и душою и сотворив в обоих мир. Ибо умерший сим, в совлечении плотского мудрования, примирил себя с Богом, убив вражду мира в умерщвлении сластей чрез распятую миру жизнь, и облобызал возлюбление Иисуса. Почему таковый бывает уже не враг Божий как друг мира, но друг Божий как распявшийся миру и могущий говорить: Мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14).
Св. Григорий Синаит
Из всех страстей две особенно жестоки и тяжки: блуд и уныние, т.е. леность, когда они овладевают душою и расслабляют ее. Они тесную имеют одна с другой связь и сочетание, оттого с ними трудно бороться и их преодолевать, совсем же победить для нас и невозможно. Первая обилует в вожделетельной силе души, но объемлет обе части естественного нашего состава и душу и тело, разливая сласть свою по всем членам.
Вторая, лень, держа владычественныи ум, охватывает, как плющ, всю душу и плоть и все естество наше делает ленивым, расслабленным, как бы параличом разбитым. Отгоняются они, хотя прежде блаженного бесстрастия не побеждаются в конец, когда душа в молитве получает силу Духа Святого, которая, подав ей отраду, крепость и глубокий мир, обвеселяет ее в сердце успокоением от тиранства их. Блудная страсть начало, госпожа и царица сластей, преимущая сласть сластей и спутница ее леность; чрез них привзошли к нам, бедным, в жизнь все страсти.
НЕОСУЖДЕНИЕ
Преп. Исаак Сирин