Today the word is embodied

А вот другие слова этого удивительного пророка: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан. 7; 11). - Ветхим днями назван Бог Отец. - И Ему дана власть, слава и царство.

Теперь приведем слова святого пророка Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице (Зах. 9; 9). В этом пророчестве было предсказано не только само явление Господа Иисуса Христа, но и Его торжественный вход в Иерусалим.

А великого пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, ибо никто с такой полнотой и ясностью, как он, не предсказал всех важнейших фактов, касающихся явления и жизни Господа Иисуса Христа.

Глава пятьдесят третья Книги пророка Исаии начинается такими словами: Господи! Кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он презрен быт и умален был пред людьми, Муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он быт презираем, и мы ни во что не ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижаем Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждыш на свою дорогу - и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53; 1-9).

Кто мог поверить этому пророчеству? Иудеи не могли, ибо ждали Мессию как великого славного царя, который придет во власти и силе, покорит все народы и станет всемирным владыкой. Они не хотели верить в то, что Он будет уничижен перед людьми и кончит жизнь, как злодей, на Кресте голгофском?

Вот Отрок Мой, - продолжает пророк Исаия, - Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд, не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать Его на улицах; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис. 42; 1-3). Господь никогда не возвышал Своего голоса на несчастных, гибнущих грешников, спасал, и прощал их, как простил грешницу, которую схватили, уличив в прелюбодеянии, и хотели побить камнями (см. Ин. 8; 3-11).

И далее Исаия определяет цель и значение пришествия Господа на землю: Он придет для того, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы (Ис. 42; 7), чтобы повести слепых дорогой, которую они не знают. Слеп был род человеческий, не знал пути истинного, и только когда явился Христос, Который говорил о Себе: Я есмь Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14; 6), - воссиял свет истинный, открылись его слепые глаза и познал он пути Господни.

Поразительно то, что пророки не только в самых общих и важнейших чертах говорили о Господе Иисусе Христе, но предсказывали и отдельные события Его жизни. Смерть Его на Кресте за род человеческий пророком Захарией была предсказана такими словами: На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах. 12; 10).

Пророк Давид предрекал: Ибо окружило Меня множество псов, скопище злых обступило Меня; они пронзили руки Мои и ноги Мои, сосчитали все кости Мои, а сами смотрели презрительно на Меня. Разделили ризы Мои себе и об одежде Моей метали жребий (Пс. 21; 17;19). И дали Мне в пищу желчь (Пс. 63; 22), - а вы знаете, что Господу Иисусу Христу, когда распинали Его, давали пить желчь, смешанную с уксусом.

А пророк Исаия предсказал и то, что Господь будет причтен к злодеям: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому, что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. (Ис. 53; 1-9). Вы знаете, что Он был погребен в саду Иосифа Аримафейского, богатого и знатного человека.

Можно много еще говорить о дивных пророчествах, но и этого довольно.

Посему как не почитать этих великих, избранных Богом мужей? Как не чтить их память ныне, перед празднованием Рождества Христова? Как не почитать их, подвергавшихся за свои пророчества тяжким преследованиям, гонениям, истязаниям и лютой смерти, ибо они много страдали: пророк Исаия был перепилен деревянной пилой, и другие пророки были тяжко гонимы и почти все умерщвлены.

И как не почитать праотцов наших, величайших праведников: Авраама, который явил такое изумительное послушание воле Божией, что по первому слову Господа оставил своего отца, родину и согласился пойти в неведомую землю ханаанскую, как повелел ему Господь, не поколебался принести в жертву единственного сына своего Исаака, но был остановлен Ангелом (см. Быт. 12; 1 - 8, 22; 1-18); Иосифа, его правнука, в котором прп. Ефрем Сирин находит множество черт, делающих его подобным Самому Господу Иисусу Христу; пророка Моисея, с которым говорил Сам Бог, который воспринял от Бога десять заповедей Ветхого Завета и которого Священное Писание называет кротчайшим из всех людей? Как не почитать всех тех, кто вел человечество к тому, чтобы отверзлось его сердце перед великой проповедью Христовой?