Today the word is embodied

Медный змей

Слово в день Рождества Христова

Много лет странствовал по пустыне народ израильский, выведенный великим пророком Моисеем из рабства египетского. Господь питал его падавшей с неба манной. Но труден был путь по пустыне, где едва можно было найти воду для питья. И стал народ израильский роптать на Бога и на Моисея за то, что он вывел их Египта. И воспылал гнев Божий на Израиль за этот ропот. И тяжко, и страшно было наказание Его.

По повелению Божию напало на ропщущих великое множество ядовитых змей, от укусов которых погибали тысячи. Объятый ужасом, народ умолял Моисея, чтобы он своей молитвой перед Богом отвратил эту страшную кару.

Господь умилосердился и повелел Моисею сделать большое изображение змея и повесить его наподобие креста, сказав, что всякий укушенный змеем и с глубоким упованием взирающий на это изображение не умрет, но будет жив.

Это был удивительный прообраз Господа нашего Иисуса Христа, спасающего от смерти во грехах всех тех, кто с глубокой верой обратится к Нему и со слезами припадет к Его Кресту, которым Он спас мир на страшной Голгофе. Он вознес на Крест невообразимо-огромную тяжесть грехов всего мира. Кто не только из смертных людей, но даже из ангельских бесплотных Сил Небесных мог бы вместить в себя грехи всего мира и не быть растерзанным ими? Кто, если не Тот, Которого немолчно воспевают все Силы Небесные, взывая к Нему: "Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Бессмертный!" Кто, если не Тот, Которого в хвалебной песне: "С нами Бог! Разумейте, народы, и покоряйтеся, ибо с нами Бог!" - Церковь именует Богом крепким, Властелином мира. Не потому ли змей, повешенный Моисеем наподобие креста, был сделан им из меди, которая в то давнее время считалась самым крепким из всех металлов.

Еще дважды за время сорокалетнего странствования по пустыне возгорался тяжкий гнев Божий на жестоковыйный и меднолобый народ

В первый раз это было у горы Синай, на которой пророк Моисей принимал от Бога великий закон. Сорок дней и сорок ночей пребывал он на горе, и люди, потерявшие терпение, заставили брата Моисея, Аарона, сделать золотого тельца, которого они объявили своим богом, отвергнув Истинного Бога. Второй раз причиной пылающего гнева Божия был бунт Корея, Дафана, Авирона и их сообщников, восставших против власти великого пророка Моисея и его брата Аарона. Это было восстание против Самого Бога, избравшего Моисея исполнителем Своей воли о народе израильском. Это был такой же тяжкий грех, как и поклонение золотому тельцу у горы Синай, ибо нет большего греха, чем отвержение Истинного Бога или восстание против Его повелений.

Если Бог по молитвенному заступлению пророка Моисея трижды пощадил жестокосердных израильтян, то не значит ли это, что молитвенное предстательство пред Ним великих святых может изменять намерения и решения Божии? Они могут изменяться, но да не отважится никакой дерзкий и богохульный язык говорить о нетвердости воли Божией.

Бог наш есть Живая Любовь, как пишет апостол Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании. Но Он же есть и Солнце Правды, поэтому то, что дерзким людям кажется нетвердостью воли Божией, есть одновременное или последовательное проявление двух величайших и совершеннейших свойств Божиих - беспредельной любви и соблюдения высшей правды. Это особенно ярко явлено миру в повествовании о медном змее. Поднявший дерзкий ропот на Бога жестоковыйный народ был сильно наказан нашествием змей, как этого требовала правда Божия; но тут же на него излилась огромной волной непостижимая Божия любовь, ибо в образе древнего змея народ получил безмерное по милосердию Божьему предсказание о спасении рода человеческого Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом от власти диавола и вечной гибели в пучине грехов и нечестия.

Вздохнем полной грудью, читая в Евангелии от Иоанна слова Самого Господа Иисуса Христа: И как Моисей вознес змею в пустыни, так должно быть вознесенным Сыту Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что и Сыта Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сыта Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3; 14 - 17). От этого великого обетования переведем глаза свои к первому соборному посланию апостола Иоанна: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4; 9-10).

К празднику Рождества Христова мы готовились сорокадневным постом, в течение которого много раз слышали благодатные и радостные ирмосы Рождественского канона. Вникнем в первый их них: "Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите". Христос рождается как Богочеловек и нисходит на землю, славимый немолчными голосами святых Ангелов. Вот уже готов Он вступить на землю. Устремимся навстречу Ему. "Христос на земли - возноситеся". Вот уже Он, Божественный Младенец, в яслях вертепа Вифлеемского. В глубокой радости и ликовании вознесемся духом и мыслью на небеса.

"Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися". Верим, что великую радость Рождества Христова непостижимым для нас образом чувствует и вся земная тварь, и с великим веселием вторим ей. Вместе с пастырями и волхвами поклонимся Младенцу, лежащему в яслях, и принесем Ему в дар сердца наши, полные веры и благоговения. Возьмем же сердца наши и с трепетной любовью вознесем Ему, да прославит и Он нас в жизни вечной и бесконечной. Аминь.

1956 г.