Spiritual Aspects of Christianity

Вера подлежит многим искушениям, посреди толиких бедствий нужно ее беречь и хранить, как душу свою или жизнь, или еще более. Ибо должны мы и жизнью нашей пренебречь при случае, чтобы сохранить веру. Ибо если душу или жизнь ради веры погубим, то обретем жизнь вечную в будущем веке, как говорит Христос "Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк.8, 35) (104,316).

Где нет любви, там нет веры (104, 287).

Благодарность Богу за всякое благодеяние-признак живой веры. Святитель Тихон Задонский (104, 290).

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа (Мф. 8, 5-10). Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всесильным владыкой и повелителем всего сущего. Потому он и просил: "Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой" (Мф. 8, 8), веруя, что все Ему подвластно, и все слушается мановения Его. Такой же веры и от всех требовал Господь, такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка, и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить, и просить с верой. Будем же просить ее, по крайней мере, с чувством нужды в ней, просить постоянно, усердно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим (107, 188).

Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел в ней всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? (Лк. 7, 2-10). Евангелие не указывает как, а говорит только о вере его и о том, как похвалил его Господь. Путь веры - тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это святой апостол, называя веру Божиим даром. Вера, действительно, есть Божий дар, но неверующие не безответны; а если не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара-он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать есть то же, что тратить напрасно. Как душа делается свободной принять дары веры, это трудно определить. В сот-нике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта ве-ликая милость, дающая веру? Ничего удивительного. По крайней мере, все знают, что безверие всегда от духа гордого, и что вера более всего требует покорности ума под свое иго (107, 353-354).

Чтобы в сердце зачалась евангельская вера, необходимо предварительно познать свою немощь и живо восчувствовать гнев Божий, проклятие, суд и осуждение, определенное грешникам. Тогда уже в сердце, как огнем очищенном и предуготовленном этим страхом, зачинается и вера от Духа Святого. Епископ Феофан Затворник (113, 17).

К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направила всю волю и силу свою к Божественному добру (108, 497).

Живая вера - шествие в мир духовный, в мир Божий. Не может пребывать она в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствуют плоть и грех (108,498).

Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера (108, 506).

Уверовать в Бога и в Евангелие могут все; деятельную веру стяжают подвижники Христовы; живая вера есть дар Божий, достояние одних Святых Божиих (111, 12).

Свойственно милости рождать веру, и вере-милость (111, 236).

Вера... ведет к благодарению Бога и от благодарения усугубляется вера (111, 287).

Вера является в человеке от исполнения Евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 84).

Вот что рассказывал авва Коприй. Соседняя с монастырем страна была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, едва собирали его вдвое больше, чем сеяли. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашённые нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: если вы имеете веру в Бога, то и эта пустыня будет плодоносить. Они немедленно набрали песка и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по их вере, они по-сеяли его на полях вместе с хлебом. И вдруг земля их стала плодоноснее всякой земли в Египте. Привыкнув это делать, они ежегодно приходят к нам с прежней просьбой. Лавсаик (74, 176-177).