Spiritual Aspects of Christianity

Человек воздержанный и подвизающийся в делах справедливости живет вместе с Ангелами и подражает их великолепию. Святитель Иоанн Златоуст (36, 832).

Утончающий себя воздержанием приближается к здоровью. Преподобный авва Исаия (34, 93).

Кто избрал для себя самую воздержанную жизнь и довольствуется малым, тот славен и велик душой... Преподобный Исидор Пелусиот (51, 364).

Человек, желающий жизни и благодати, которая в Боге и от Бога подается.., пусть бежит от смертоносного невоздержания к обожествляющему посту и воздержанию, чтобы, радуясь, войти в рай. Святитель Григорий Палама (65, 130).

Воздержание рождает целомудрие, сохраняет здоровье и устраняет препятствия к добрым делам во Христе... Святитель Василий Великий (8, 119).

Сухоядение и равномерность в количестве пищи при душевном расположении любви ко всем скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия. Авва Евагрий (82, 112).

Если не лишить ее насыщения, душа никаким средством не будет приведена к смирению. Преподобный Пимен Великий (82,337).

Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать учению Евангелия. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 270).

- В самый полуденный зной,-поведал о себе авва Евагрий, пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен зноем, попросил воды, но он сказал:

"Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя!" Потом, когда я исповедал ему помыслы мои относительно воздержания, он сказал: "Поверь мне, сын! За все двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб я ел весом, воду пил мерой и уснуть позволял себе немного, прислонившись к стене". Отечник (82, 114).

Рассказывали об авве Макарии. Когда случалось быть ему с братией, он полагал себе за правило - если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостью принимал его, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная в чем дело, говорил братии: "Ради Господа не давайте ему вина, иначе он будет мучить себя в келлии". Братия, узнав об этом, больше не угощали его. Древний Патерик (73, 13), Достопамятные сказания (79, 144).

Когда-то прислали Макарию Александрийскому гроздь свежего винограда. Но он отослал эту гроздь одному больному брату, которому хотелось винограда. С великой радостью получив виноград, брат этот послал его к другому брату, хотя ему и самому хотелось его съесть. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же. Таким образом, виноград перебывал у многих братий и ни один не съел его. Наконец последний брат, получив гроздь, отослал ее опять к Макарию, как дорогой подарок. Макарии, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии. Лавсанк (74, 57).

Взалкал однажды утром некий старец и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого часа. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и сел за стол, но опять встал и сказал: потерплю до девятого часа. Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву, увидел силу диавола, как дым выходящую из него. Таким образом миновал его голод. Скитский Патерик (72, 74-75).

Однажды авва Зенон проходил Палестину. Утомившись, он сел, чтобы принять пищу у огуречного огорода. Помысл говорил ему: "Возьми один огурец и съешь, что в этом важного?" Но он отвечал помыслу: "Воры подвергаются наказанию, так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание?". Он встал и пять дней простоял под жарким солнцем. Изнуренный зноем, он сказал себе: