Spiritual Aspects of Christianity

О том, как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: "одевался во вретище, изнурял постом душу мою" (Пс. 34, 13); и в другом псалме: "Колени мои изнемогли от поста" (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему.

Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, "оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: "сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21).

Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: "Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деян. 13, 2-3). И святой апостол Павел в послании к Коринфянам, увещевая верных: да "во всем являем себя, как служители Божии" (2 Кор. 6, 4), между иными богоугодными делами упоминает и пост: "в бдениях, в постах" (2 Кор. 6, 5); и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27).

Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом? Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров поста имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают об этом жития святых.

Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божий заповеди и церковные предания. Для непостящихся же установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге в 69-м правиле святых апостолов: "Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в сорок дней, то есть в Великий пост, не постится и во весь год в среды и пятницы - да извержен будет, только если не препятствует посту телесная болезнь, немощному же дозволяется по необходимости вкушать масла и вина. Если же мирской человек не постится-да отлучен будет". Святитель Димитрий Ростовский (103, 884-885).

Первая заповедь, данная Богом человечеству, - заповедь о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения (111, 86).

Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 89).

Пост - средство к духовному перерождению

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами и, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного - праведным, из злого добрым, из нечестивого - благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни (45, 920).

Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом (43, 907).

Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост (41,131).

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления (42, 860).

Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе (35, 320).

Пост порождает ангельскую жизнь и усовершенствует духовное тело (44, 962).