Spiritual Aspects of Christianity

Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо (45, 912).

Предан за нас Тот, Который был неотделим от лона Отца, Вознесено на крест Слово и умерло по человеческой природе, но оставалось и пребывает бессмертным по Божеству, которое в Нем. Так как из двойной природы Он сделался одним Христом, поэтому Он претерпел смерть телом, которое было соединено с Божеством. Плоть, которая перенесла мучения, была Богом и была бессмертным Божеством, которое оделось в плоть. Божество обожествило плоть, она была соединена со Словом равномерно и полно, и то, что умерло и было погребено за нас, тоже воскресло по Божеству... Святитель Иоанн Златоуст (46, 454).

(Воскресший) уничтожил бесчисленные списки еллинских богов, ниспроверг всех идолов, истребил нечестивые жертвенники, обагренные человеческой кровью, привел в бессилие диавола, обратил в бегство демонов, укротил дикие племена. Иудеев подверг великим бедствиям, а уверовавших в Него возводит превыше неба (51,2).

(Бог Отец). Единородного дал в цену искупления, чтобы благодать имела основание, потому что, приняв единую жертву за всех, превышающую достоинство всех жертв, Он истребил вражду, отменил осуждение, усыновил нас и украсил бесчисленными благами. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 462).

Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово (59, 68).

Воплотившийся Бог принял смерть ради греха и именно ради того, чтобы благодатью Его могли больше не грешить те, которые верой приемлют Христа как Господа, закланного, умершего и воскресшего в третий день из гроба, чтобы избавить их от греха. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Его, хотя и мнят, что приняли Его. Ибо если бы они приняли Его, то Он даровал бы им, как говорит Иоанн Богослов, "власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12), которые не могут грешить (60, 247).

Ты, Христе,- Царство Небесное, Ты - земля кротких, Ты - рай зеленеющий. Ты - чертог Божественный, Ты - неизреченная таинница, Ты- (общая) для всех трапеза, Ты-хлеб жизни. Ты- питие совершенно новое. Ты и чаша воды, и вода жизни, Ты для каждого из святых - светильник неугасимый, Ты и одеяние, и венец, и Раздаятель венцов, Ты радость и упокоение, Ты утешение и слава, Ты веселие, Ты и радование (59, 121).

Славное Воскресение Христово есть собственное наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в нас, умерщвленных грехом, через Воскресение Христово, как гласит и песнь церковная, которую мы часто поем: "Воскресение Христово (в себе самих) видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному". Христос никогда не падал в грех и никогда не изменялся в славе Своей. Препрославленный и высший всякого начала и власти и силы, как умалился и умер ради нас, так и воскрес и прославился ради нас, чтобы сбывшееся в Его лице воспроизводить потом в нас и тем спасать пас.

Воскресение души - это соединение ее с жизнью, которая есть Христос. Как тело мертвое, если не воспримет в себя души и не сольется с нею неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так н душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, который воистину есть Жизнь Вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и таким образом воскреснет силою Христовой, удостоится она узреть мысленно и таинственно-домостроительное Воскресение Христово. Почему и поем: "Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне".

Кто же не воспринял еще и не увидел воскресения души своей, тот еще мертв н не может поклоняться достодолжно Господу Иисусу вместе с увидевшими Воскресение Христово, как говорит апостол: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3),-и в другом месте говорится: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24),-то есть силою Духа Святого и единородного Сына, который есть истина. Мертв он, ибо не имеет в душе своей Бога, животворящего всяческая, и не сподобился благодати исполнения и над ним изреченного Господом обетования: Я и Отец Духом Святым придем к тому, кто любит Меня и заповеди Мои соблюдает, "и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Христос приходит и пришествием Своим воскрешает мертвую душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее воскрешает. Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, что Христос Господь благодатью Святого Духа приходит к нам и воскрешает умерщвленные души наши, и дает нам жизнь, и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас. Прежде же чем душа соединится с Богом, прежде чем узрит, познает и восчувствует, что воистину соединена с Ним,- она бывает совсем мертва, слепа, бесчувственна; но при всем том, что мертва, все же по естеству своему бессмертна. Претерпевает она это от маловерия и безверия. Если бы верила, что есть суд и мука вечная, не стала бы в суете растрачивать жизнь свою, но бросила бы все и начала творить свое спасение, и начав, дошла бы до оживления и воскресения своего. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 255-257).

"Пасха, Господня Пасха!" От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это "Ангели поют на небесех", увидев свет обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образ Которого, силою Воскресения Его, претворятся все истинно верующие в Него и всей душой соединившиеся с Ним. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, радуясь вместе с нами и предвидя восполнение сонма своего. Нас же удостой, Господи, Тебя, Воскресшего, славить чистым сердцем, видя в Воскресении Твоем прекращение нашего тления, семя новой пресветлой жизни и зарю будущей вечной славы, Предтечей которой Ты вошел, воскреснув ради нас. Не только человеческие, но и ангельские языки не способны выразить Твою неизреченную милость к нам, преславно Воскресший Господи! Епископ Феофан Затворник (107, 99-100).

Надо ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, окрылить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечтой, но существенностью, слава - не призраком, но вечной молнией вечного света, все озаряющей и никого не поражающей, - на все это найдется довольно силы в двух чудодейственных словах: "Христос воскресе!" (113, 358).

До Воскресения Христова многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются, неизвестно куда. Иные нечто слышали еще об аде, как о пропасти, которая всех угрожает поглотить и никого не отдает обратно. Немногие помышляли о Небе, как о таком горнем жилище, к которому некто только во сне видел лестницу, и только такую, по которой восходили Ангелы Божии, а людей не было заметно (Быт. 28, 12).

Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему, как Богочеловеку, дана "всякая власть на небе и на земле" (Мф. 28, 18), не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество. Ангелы, которых Иаков видел восходящими и нисходящими по лестнице небесной, теперь сонмами ходят по земле, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на Небе (113, 359).